«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

1. Одной из двух ключевых целей нашего исследования, наряду с разработкой прагматически-моделирующего подхода в управлении НСД, является создание локальных баз знаний (БЗ), позволяющих субъекту формировать индивидуальные карты своей деятельности. Мы оперируем понятием «база знаний» (БЗ), а не «база данных».

Структура представления данных из базы знаний может быть:

1) одноразрядной – топосные ряды (см. пример)

2) двухразрядной – смысловые оппозиции (см. пример);

3) многоразрядной – семантические матрицы и парадигмы (см. примеры).

2. Семантическая матрица[1] – это «пара семантических векторов, находящихся в одной смысловой плоскости. Например: ‘Наука — Техника, Теория — Практика’. Пара семантических векторов задает логику в расположении единиц смысла в ячейках, но логика не является тем инструментом, которым сознание пользуется при выведении самих единиц смысла. Мы определяем эти инструменты в разделе, посвященном стратегии осознания.

Семантическая матрица является разновидностью реляционной базы данных и представляет собой набор данных с предопределенными связями между ними.

3. Элементы матрицы, представляющие контекст определенного знания, организованны в виде набора таблиц, состоящих из столбцов и строк. Каждая строка таблицы представляет собой набор связанных значений, относящихся к одному объекту, сущности или к смыслу; в целом сумма значений базы представляет собой избранный контекст деятельности.

4. Каждая строка в таблице может быть помечена уникальным идентификатором, называемым первичным ключом, а строки из нескольких таблиц могут быть связаны с помощью внешних ключей. К этим данным можно получить доступ многими способами, и при этом реорганизовывать таблицы БЗ не требуется.

5. В отличие от традиционных реляционных баз знаний, мы не рассматриваем отношения между элементами в семантической матрице, то есть в таблице по вертикали и горизонтали, исключительно как связи между «объектами» и «атрибутами». Отношения здесь могут быть любыми, главное, чтобы выделенное отношение в принципе имело место, то есть чтобы его существование подтверждалось данными опыта.

6. Отдельно мы выделяем реляционную БЗ в формате таблицы 3х3. Такую матрицу мы называем парадигмой. В отличие от матрицы, которая в прагматически-моделирующем подходе понимается как инструмент моделирования действительности в контексте избранной деятельности, семантическая парадигма понимается как инструмент осмысления действительности, средство выявления существенных связей и отношений отрезка действительности. Еще одно принципиальное отличие заключается в том, что для семантических матриц идеи, как правило, поступают изнутри, а для парадигм – извне.

7. В этом отношении деятельность по созданию парадигмы предшествует деятельности по моделированию конкретной НСД.

8. В структуре семантических матриц может быть заложено любое количество рядов по вертикали и горизонтали, но с одним условием: это количество должно быть функциональным, то есть матрица должна реализовывать свои функции, свою прагматику. Наш собственный опыт показывает, что вряд ли имеет смысл использовать матрицы с количеством рядов более 9.

Функции парадигмы

1. Смысловое моделирование действительности. Парадигма помогает сориентироваться в избранной деятельности, понять различные смысловые аспекты дела – за счет формирования обобщенной смысловой картины избранной деятельности.

2. Системность в понимании. Уяснить значение каждого отдельного элемента системы можно лишь перейдя на метауровень системы, вникнув в содержание принципов, определяющих парадигму элементов, систему, в целом.

3. Осознанный выбор. Парадигма на практике трансформируется в возможности системного выбора, которыми обладает деятель в той или иной прагматической ситуации, при решении той или иной задачи (профессиональной, экзистенциальной или социальной). Понимание системы не только дает автору больше выборов «технически», оно позволяет выбирать осознанно.

4. «Доставка» смыслов. Структура помогает привлекать смыслы из дополнительных контекстов. Смысл каждого элемента парадигмы может быть связан со смыслами элементов других парадигм – по месту в парадигме. Такая связь помогает понимать смысл этих элементов глубже, объемнее, дает возможность быстрой связи контекстов для привлечения необходимой информации при решении текущей задачи.

5. Симультанность. Парадигма помогает деятелю настроить сознание на симультанный характер работы. Множественность точек отсчета дает деятелю возможность параллельного запуска разных, в том числе логически противоречащих друг другу стратегий действий. В норме сознание, как процессор, решает множество прямо не связанных между собой задач.

Функции матрицы

1. Ловушка на смыслы. Вначале есть только числа, но каждое число имеет определенный «заряд» на привлечение смысла. «Пустая» матрица – уже ловушка. Заполненная матрица помогает в поиске идеи, в поиске образцов, в комбинаторике и воплощении идей. На основе элементов матрицы создается прагматическое содержание будущего продукта нестандартизированной деятельности.

2. Управление вниманием в ходе деятельности, отбор ключевых элементов информации для перемещения их в «окно сознания». Данная функция связана с числом Миллера 7±2. Наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее, чем текст. Наглядная организация знаний помогает схематично отобразить связи между разными смыслами и быстрее проверить, насколько эти связи актуальны для решения текущей задачи.

3. Инструмент запоминания: информация запоминается за счет ее структурирования и распределения по единицам структуры (включаются дополнительные связи между элементами структуры).

4. Инструмент логического осмысления, усвоения, распределения потока информации и текущего опыта в соответствии со смыслами каждой из двух осей координат и пересечения смысловых точек по этим осям.

5. Средство представления связей между различными смыслами, которое способствует формированию в сознании ассоциаций, помогающих быстро извлекать нужную информацию. Визуализация смыслов помогает разобраться в общей картине задачи благодаря выработке новой информации в результате объединения новых и старых идей.

6. Инструмент совместной деятельности, который позволяет контролировать единство предмета мышления и фокус сознания нескольких субъектов, общее видение рабочих задач внутри команды или всей организации.

7. Средство представления абстрактного ядра каждой конкретной задачи, средство совмещения текущего опыта с прошлым опытом, программирования и анализа своих действий при решении задачи, в конечном счете – повышения качества производимого продукта.

Каждой компании известно, что ее опытные специалисты располагают огромным запасом знаний, накопленных за годы работы в своей сфере деятельности и в конкретной компании в частности, однако не все эти знания можно легко и доступно объяснить коллегам. Японские эксперты Нонака и Такеучи подчеркивают, что если компания хочет стать «создателем знания», ей важно научиться правильно документировать ценный опыт своих специалистов.


[1] Термин взят из  монографии Владимира Евгеньевич Липатова «Семантическая алгебра. Версия 93».

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *