Перейти к итоговому определению НСД
1. Понятие нестандартизированной деятельности (НСД) нельзя вывести из классификаций, описывающих различные виды труда, однако эти классификации можно использовать как точку отсчета.
2. НСД в большей степени соотносится с интеллектуальным (умственным) (см. п. 2) трудом, в зависимости от предмета и продукта труда – трудом научным, инженерным, управленческим, инновационным, коммуникационным, (см. п. 5). Как НСД можно охарактеризовать деятельность в профессиях, которые группируются (по классификации Е.А.Климова) по предмету труда – человек, знаковые системы, художественный образ; или по целям труда – гностические, преобразовательные, изыскательные. В то же время понятие НСД требует отделения от понятий продуктивного (творческого) труда (см. пп. 4-6), труда инновационного и духовного (см. пп. 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, 1.10),
3. Понятие «творчество» требует отдельного исследования; вопрос, что понимать под творчеством, очень специфический. Его специфика в том, что искать ответ на этот вопрос можно только руководствуясь четким представлением, зачем, с какой целью, в каком отношении мы его ищем. Обозначим вкратце наши цели. Разрабатывая модель нестандартизированной деятельности, мы стремимся найти и не упускать из виду реальность, которую обозначаем этим понятием, так сказать, его денотат. И мы не хотим, чтобы эту реальность представляли слова, которые не имеют к ней никакого отношения.
Категория «творческого» (продуктивного), как и в целом оппозиция продуктивного и репродуктивного труда представляется нам абсолютно надуманной. Понятие «творчество» излишне, скажем так, идеализировано и романтизировано. В нашей стране – предыдущими поколениями «творческой интеллигенции», представители которой убеждали прежде всего себя, а параллельно, по возможности, и других в ценности собственных занятий. На вредность этого слова обратил в свое время внимание Максим Горький. В статье «О пьесах» он писал:
«Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и тоже не очень определенное церковное словцо – «творчество”. Сочинение романов, пьес и т.д. – это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка». В «Беседах о ремесле»: «Прежде всего очень советую начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона аристократическое, церковное словечко – “творчество” и заменить его более простым и точным: работа». В статье «О прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым словцом – “творчество”. Я думаю, что это – вредное словечко, ибо оно создает между литератором и читателем некое, – как будто, – существенное различие: читатель изумительно работает, а писатель занимается какой-то особенной сверхработой – “творит”. Иногда кажется, что словцо это влияет гипнотически и что есть опасность выделения литераторов из всесоюзной армии строителей нового мира в особую аристократическую группу “жрецов” или – проще говоря – попов искусства».
Однако показательнее даже не позиция писателя, а позиция как раз такой, по сути, «аристократической группы» работников слова (авторов словарной статьи), спустя десятилетия защищающей слово «творчество» от нападок. Следует прежде всего установить, что
Не нужно путать Божий дар с яичницей. Человек не может «сотворить» смысл, не может «породить» идею. (Мы исследуем этот вопрос в методике, посвященной созданию текста, в частности – стратегии осознания.)
Человек может найти, открыть, понять, осознать и передать смысл – воплотить его в знаке, в комплексе знаков, будь то простой акт коммуникации или законченное, сложное художественное произведение. Идея может быть открыта человеку, из идей можно конструировать сочетания, но конструкция – это не творение. Творение – это прежде всего тайна. Акт творения – тайна.
Но значит ли это, что исследовать можно лишь результат, «продукт» творения, а внедриться – методически – в сам «акт» мы не можем? Конечно же – можем. Можем, и должны! Вопрос лишь в том, чтобы не делать это как самовлюбленные рефлексирующие глупцы, для которых видимость деятельности важнее самой деятельности. Одна из особенностей труда состоит в том, что человек имеет нечто такое, что предшествует появлению результата «творения»: он имеет образ результата деятельности в своем сознании. В соответствии с этим образом человек и «творит», то есть воплощает этот образ в том или ином материале. Но если так понимать «творческую деятельность», тогда не только царский трон, но и простую табуретку можно считать «творчеством». А разве это понравится нашей «творческой аристократии», разве она допустит такую трактовку? Нет, она будет настаивать на особом – «творческом» – характере воплощаемого образа; то есть воплощаемый образ трона будет «творчеством», а воплощаемый образ табуретки – нет. А в чем принципиальная разница? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, он не будет иметь никакого практического значения для субъекта, погруженного в деятельность, а не в рефлексию.
В отличие от слова «творение», слово «творчество» создает иллюзию денотата (обозначаемой реальности), за этим словом ничего не стоит. А иллюзия переходит в проблему – методического плана. Можно «творчеству» научить или научиться? Как? Мы углубляемся мыслью в такую постановку задачи – и, вслед за Горьким, видим только какую-то муть. Но если думать не о методике «акта творения», а о методике постановки (осознания, формулировки) профессиональных задач с последующим поиском профессиональных, опять же, решений, – муть начинает рассеиваться. Парадокс: понятие «творчество» оказывается непродуктивно само по себе.
4. Отдельной критики заслуживает определение «духовная» деятельность. Духовность – это не какой-то вид деятельности, это аспект любой человеческой деятельности, связанный с экзистенциальным поиском человека в контексте его отношений с Миром (Богом, Абстрактным, Духом, Космосом, Вселенной, Небом и т.п.). Мы раскрываем этот аспект в 8-й части нашего исследования.
5. Со смыслом НСД пересекается оппозиция «регламентированный – инновационный» труд (см. пп. 1.3 – 1.7.). Источники (см. п. 1.5) дают следующее определение: «Регламентированной называется такая деятельность, когда работник должен действовать в строгом соответствии с заданной технологией (инструкцией) и не имеет объективной возможности изменить эту технологию. Типовым примером такого труда можно считать выполнение производственной операции работником на конвейере с регламентированным ритмом или деятельность чиновника, которая сводится к четкому и однозначному исполнению инструкций».
6. Под инновационной деятельностью понимают «создание нового в науке, технике, искусстве, экономике и других сферах». В качестве результатов инновационного труда выступают «новые идеи и образы». Такое определение нас категорически не устраивает. Труд может быть не регламентированным, но при этом и не инновационным (не обязательно инновационным). Например – в профессиях по классификации Е.А.Климова, указанных выше (см. п. 2).
7. В связи с этим нам и представляется более правильным строить оппозицию по степени стандартизированности трудовых операций, а значит, переводить понятие в плоскость деятельности: стандартизированная деятельность (регламентированный труд) – нестандартизированная деятельность.
8. Результатом стандартизированной деятельности (регламентированного труда) является объем продукции; его можно увеличить только путем повышения продолжительности труда или скорости операций, произведенных субъектом-деятелем с предметом труда в выраженной материальной форме. Результат нестандартизированной профессиональной деятельности не зависит прямо от продолжительности или скорости операций с предметами труда. Он определяется, прежде всего, организацией дела и самоорганизацией деятеля, внешними условиями и внутренними факторами (мотивированностью, вовлеченностью, запасом психической энергии etc.), компетенциями, способностями, опытом, а также намерениями субъекта.
9. Подводя итог, предложим свое определение нестандартизированной деятельности (НСД):
- не конвейерная;
- как правило, интеллектуальная (умственная), но лучше понимать шире – как комплекс операций сознания (не только ума, но и эмоционально-чувственно-волевой сферы);
- производительная – в привязке к заданному продукту деятельности (включая нематериальные виды продукта), в определенной профессии ориентированная на заданный функционал;
- не регламентированная по средствам достижения цели, но регламентированная (ограниченная) действующими в организации стандартами (профессиональными, методическими, техническими, должностными и др.), а также морально-этическими нормами;
- инициированная задачей (или проблемной ситуацией), поставленной перед субъектом-деятелем и требующей индивидуального решения;
- основанная на противоречии между известным и искомым, операционально – переработка и анализ большого объема разнообразной информации;
- прагматически ориентированная, формирующая образ продукта в потоке решений, воплощающая образ продукта избранными средствами в избранном материале.
Добавить комментарий