«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

Перейти к итоговому определению НСД

1. Понятие нестандартизированной деятельности (НСД) нельзя вывести из классификаций, описывающих различные виды труда, однако эти классификации можно использовать как точку отсчета.

2. НСД в большей степени соотносится с интеллектуальным (умственным) (см. п. 2) трудом, в зависимости от предмета и продукта труда – трудом научным, инженерным, управленческим, инновационным, коммуникационным,  (см. п. 5). Как НСД можно охарактеризовать деятельность в профессиях, которые группируются (по классификации Е.А.Климова) по предмету труда – человек, знаковые системы, художественный образ; или по целям труда – гностические, преобразовательные, изыскательные. В то же время понятие НСД требует отделения от понятий продуктивного (творческого) труда (см. пп. 4-6), труда инновационного и духовного (см. пп. 1.4, 1.6, 1.7, 1.8, 1.10),

3. Понятие «творчество» требует отдельного исследования; вопрос, что понимать под творчеством, очень специфический. Его специфика в том, что искать ответ на этот вопрос можно только руководствуясь четким представлением, зачем, с какой целью, в каком отношении мы его ищем. Обозначим вкратце наши цели. Разрабатывая модель нестандартизированной деятельности, мы стремимся найти и не упускать из виду реальность, которую обозначаем этим понятием, так сказать, его денотат. И мы не хотим, чтобы эту реальность представляли слова, которые не имеют к ней никакого отношения.

Мы намерены не просто решительно заблокировать возможную семантическую связь НСД с понятием «творчества», но и разоблачить само это понятие в контексте того смыслового содержания, которое ему придают в современном обществе.

Категория «творческого» (продуктивного), как и в целом оппозиция продуктивного и репродуктивного труда представляется нам абсолютно надуманной. Понятие «творчество» излишне, скажем так, идеализировано и романтизировано. В нашей стране – предыдущими поколениями «творческой интеллигенции», представители которой убеждали прежде всего себя, а параллельно, по возможности, и других в ценности собственных занятий. На вредность этого слова обратил в свое время внимание Максим Горький. В статье «О пьесах» он писал:

«Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и тоже не очень определенное церковное словцо – «творчество”. Сочинение романов, пьес и т.д. – это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка». В «Беседах о ремесле»: «Прежде всего очень советую начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона аристократическое, церковное словечко – “творчество” и заменить его более простым и точным: работа». В статье «О прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым словцом – “творчество”. Я думаю, что это – вредное словечко, ибо оно создает между литератором и читателем некое, – как будто, – существенное различие: читатель изумительно работает, а писатель занимается какой-то особенной сверхработой – “творит”. Иногда кажется, что словцо это влияет гипнотически и что есть опасность выделения литераторов из всесоюзной армии строителей нового мира в особую аристократическую группу “жрецов” или – проще говоря – попов искусства».

Однако показательнее даже не позиция писателя, а позиция как раз такой, по сути, «аристократической группы» работников слова (авторов словарной статьи), спустя десятилетия защищающей слово «творчество» от нападок. Следует прежде всего установить, что

работа представителей «творческих профессий» не имеет ничего общего с актом творения.

Не нужно путать Божий дар с яичницей. Человек не может «сотворить» смысл, не может «породить» идею. (Мы исследуем этот вопрос в методике, посвященной созданию текста, в частности – стратегии осознания.)

Человек может найти, открыть, понять, осознать и передать смысл – воплотить его в знаке, в комплексе знаков, будь то простой акт коммуникации или законченное, сложное художественное произведение. Идея может быть открыта человеку, из идей можно конструировать сочетания, но конструкция – это не творение. Творение – это прежде всего тайна. Акт творения – тайна.

Но значит ли это, что исследовать можно лишь результат, «продукт» творения, а внедриться – методически в сам «акт» мы не можем? Конечно же можем. Можем, и должны! Вопрос лишь в том, чтобы не делать это как самовлюбленные рефлексирующие глупцы, для которых видимость деятельности важнее самой деятельности. Одна из особенностей труда состоит в том, что человек имеет нечто такое, что предшествует появлению результата «творения»: он имеет образ результата деятельности в своем сознании. В соответствии с этим образом человек и «творит», то есть воплощает этот образ в том или ином материале. Но если так понимать «творческую деятельность», тогда не только царский трон, но и простую табуретку можно считать «творчеством». А разве это понравится нашей «творческой аристократии», разве она допустит такую трактовку? Нет, она будет настаивать на особом – «творческом» – характере воплощаемого образа; то есть воплощаемый образ трона будет «творчеством», а воплощаемый образ табуретки – нет. А в чем принципиальная разница? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, он не будет иметь никакого практического значения для субъекта, погруженного в деятельность, а не в рефлексию.

В отличие от слова «творение», слово «творчество» создает иллюзию денотата (обозначаемой реальности), за этим словом ничего не стоит. А иллюзия переходит в проблему – методического плана. Можно «творчеству» научить или научиться? Как? Мы углубляемся мыслью в такую постановку задачи – и, вслед за Горьким, видим только какую-то муть. Но если думать не о методике «акта творения», а о методике постановки (осознания, формулировки) профессиональных задач с последующим поиском профессиональных, опять же, решений, – муть начинает рассеиваться. Парадокс: понятие «творчество» оказывается непродуктивно само по себе.

4. Отдельной критики заслуживает определение «духовная» деятельность. Духовность – это не какой-то вид деятельности, это аспект любой человеческой деятельности, связанный с экзистенциальным поиском человека в контексте его отношений с Миром (Богом, Абстрактным, Духом, Космосом, Вселенной, Небом и т.п.). Мы раскрываем этот аспект в 8-й части нашего исследования.

5. Со смыслом НСД пересекается оппозиция «регламентированный – инновационный» труд (см. пп. 1.3 – 1.7.). Источники (см. п. 1.5) дают следующее определение: «Регламентированной называется такая деятельность, когда работник должен действовать в строгом соответствии с заданной технологией (инструкцией) и не имеет объективной возможности изменить эту технологию. Типовым примером такого труда можно считать выполнение производственной операции работником на конвейере с регламентированным ритмом или деятельность чиновника, которая сводится к четкому и однозначному исполнению инструкций».

6. Под инновационной деятельностью понимают «создание нового в науке, технике, искусстве, экономике и других сферах». В качестве результатов инновационного труда выступают «новые идеи и образы». Такое определение нас категорически не устраивает. Труд может быть не регламентированным, но при этом и не инновационным (не обязательно инновационным). Например – в профессиях по классификации Е.А.Климова, указанных выше (см. п. 2).

7. В связи с этим нам и представляется более правильным строить оппозицию по степени стандартизированности трудовых операций, а значит, переводить понятие в плоскость деятельности: стандартизированная деятельность (регламентированный труд) – нестандартизированная деятельность.

8. Результатом стандартизированной деятельности (регламентированного труда) является объем продукции; его можно увеличить только путем повышения продолжительности труда или скорости операций, произведенных субъектом-деятелем с предметом труда в выраженной материальной форме. Результат нестандартизированной профессиональной деятельности не зависит прямо от продолжительности или скорости операций с предметами труда. Он определяется, прежде всего, организацией дела и самоорганизацией деятеля, внешними условиями и внутренними факторами (мотивированностью, вовлеченностью, запасом психической энергии etc.), компетенциями, способностями, опытом, а также намерениями субъекта.

9. Подводя итог, предложим свое определение нестандартизированной деятельности (НСД):

  1. не конвейерная;
  2. как правило, интеллектуальная (умственная), но лучше понимать шире – как комплекс операций сознания (не только ума, но и эмоционально-чувственно-волевой сферы);
  3. производительная – в привязке к заданному продукту деятельности (включая нематериальные виды продукта), в определенной профессии ориентированная на заданный функционал;
  4. не регламентированная по средствам достижения цели, но регламентированная (ограниченная) действующими в организации стандартами (профессиональными, методическими, техническими, должностными и др.), а также морально-этическими нормами;
  5. инициированная задачей (или проблемной ситуацией), поставленной перед субъектом-деятелем и требующей индивидуального решения;
  6. основанная на противоречии между известным и искомым, операционально – переработка и анализ большого объема разнообразной информации;
  7. прагматически ориентированная, формирующая образ продукта в потоке решений, воплощающая образ продукта избранными средствами в избранном материале.

См. НСД в организации

См. Культура брифа. Прагматика задачи. Бриф как интерфейс

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *