Этот сайт представляет собой методическое исследование, темой которого является моделирование нестандартизированной деятельности (НСД), в первую очередь профессиональной. Сайт представляет собой простейшую CMS, и сам по себе является элементом новой парадигмы методических средств, объединенных в «обучающие платформы опыта» (LXP). Конечная цель авторов сайта – помочь людям создавать полезные (качественные) продукты в нестандартизированной профессиональной деятельности.
I. Управление любой организацией предполагает анализ реальных потребностей организации в регламентировании и стандартизации бизнес-процессов, в том числе в регламентировании профессиональной деятельности своих сотрудников. Однако далеко не всегда управление трудовой деятельностью, основанное на регламентах, способствует повышению эффективности этой деятельности, да и вообще, не всегда способствует самой деятельности. Как минимум – по той причине, что ни один регламент, описывающий ситуации, возникающие в ходе НСД на практике, не может описывать их в полной мере, не может быть эффективным, удобным руководством для деятеля. В ходе НСД, в условиях дефицита времени на принятие решения, субъект-деятель руководствуется прежде всего своим опытом и своими возможностями, в том числе имеющимися компетенциями.
Субъект-деятель в НСД нуждается в особом руководстве – альтернативном регламенту. В качестве такой альтернативы мы рассматриваем различные интерфейсы платформы опыта по избранной НСД. Поставка контента пользователю в этих интерфейсах осуществляется в соответствии с протокартой НСД, созданной на основе методической модели НСД: Парадигма № 1. Модель НСД (см. ниже).
При этом нужно отметить, что ни одна организация не сможет, конечно, перестать ориентироваться на регламенты: они всегда будут являться средством эффективного управления для части бизнес-процессов.
Вызовом для руководителей будет найти баланс между регламентированием стандартизированной деятельности и моделированием нестандартизированной деятельности, то есть между регламентами и практическим методиками, применяемыми субъектом-деятелем прямо в ходе самой деятельности.
II. Главная проблем в управлении НСД со стороны организации заключается не столько в том, что НСД не описывается регламентами, а в том, что без регламентов такую деятельность организация практически не способна контролировать. Регламент, основанный на стандарте деятельности, является необходимым условием для внешнего контроля. Соответственно, моделирование, как форма управления, не относящаяся к парадигме внешнего контроля, мало интересует организации, строящие свое управление в основном именно через внешний контроль. Моделирование НСД, как метод управления, способно сочетаться с любой формой внешнего контроля, однако в качестве элемента альтернативной системы управления, требует иных – более продвинутых в психологическом и технологическом плане – инструментов контроля. Моделирование НСД опирается на внутренний контроль, то есть на самоконтроль со стороны субъекта деятельности, а значит должно включать в себя элементы соответствующих действий субъекта, элементы мотивации и вовлечения субъекта в операции внутреннего контроля. Методы самоуправления задействуют не только личный (экзистенциальной) план бытия субъекта, но и его социальный план. Они должны стать частью инструментальной парадигмы управления, задающей возможность внутреннего контроля для субъекта в коллективе. Инструментальность должна быть обеспечена решениями в области информационных технологий. При этом необходимость в такой парадигме обусловливает сам факт наличия НСД в организации.
III. Наша цель – предложить организации и субъекту такую систему управления нестандартизированной профессиональной деятельностью, которую примут обе стороны: и организация, и субъект – сотрудник этой организации. Нашим исследованием мы стремимся доказать, что в основе такой системы управления лежит моделирование НСД в обучающей – исследовательской – парадигме методов. Управление через обучение позволит и субъекту, и организации сконцентрироваться на совершенствовании различных специализированных видов деятельности – формируя смыслы личного и профессионального развития субъекта-деятеля, обеспечивая качество создаваемого продукта и формируя в организации подлинную культуру дела.

Парадигма № 1. Модель НСД
A. Парадигма инвариантных узлов технологии, «точек сборки», НСД
B. Парадигма инвариантных задач НСД
C. Парадигма форм (документов) моделирования НСД
Стратегия оПознания | Стратегия оСознания | Стратегия коммуникации |
|
---|---|---|---|
Профессиональный контекст. Формирование смыслового поля деятельности субъекта | 1. A. Принцип вариативности в деле. B. Задать принцип вариативности в деле, предоставить субъекту-деятелю возможность видеть свои выборы по ходу дела. C. Контекст дела в виде: 1) последовательности фрагментов текста, 2) топосном ряде, 3) матрице, 4) парадигме, 5) классификации, 6) схеме, 7) справочнике – элементы которых, будучи синтаксически однородными, задают смысловую плоскость, уровень решения определенной задачи, выполнения определенного дела. | 2. A. Образ продукта в ходе прагматического моделирования НСД. B. В ходе подготовки к избранной НСД проанализировать данные опыта (зафиксированные в документах, корреспонденции, личных записях и т.д.), имеющие отношение к данному виду НСД, к технологии избранной НСД; соотнести элементы задания с определенными образцами, примерами, референсами; сформировать комплекс задач по конкретному делу. C. Карта задач (бриф) по конкретному делу в сопровождении образцов, примеров, референсов, формирующих образ будущего продукта. | 3. A. Платформа опыта – Learning Experience Platform (LXP). B. Увеличить количество и повысить качество производимых выборов субъекта в рамках технологии НСД; разработать и предложить различные формы «детализации» образа продукта избранной НСД; создать условия для понимания субъектом границ конкретной НСД, а для этого – сформировать платформу специального (профессионального) знания, опыта в теории и примерах (LXP). C. Платформа специального (профессионального) знания, опыта – в теории и примерах (LXP). Интерфейс CMS LXP, интегрирующий различные методики и методические средства в формате ДО, помогающие сформировать образ деятельности и оперировать смыслами в избранной НСД. |
Экзистенциальный контекст. Внутренняя, скрытая, деятельность субъекта, impliclte | 4. A. Намерение в НСД. B. Включить намерение – его смысловой и интенциональный компонент – в прагматически ориентированное моделирование НСД. C. Личная карта намерений (интенций) субъекта в привязке к задачам брифа: в форме ссылок на знак соответствующего намерения в базе знаний. | 5. A. Девять компонентов-подуровней НСД. B. Задать модель для фиксации личных смыслов, которые сопровождают (инициируют, наполняют, активизируют) профессиональную деятельность. Сформировать поле выборов по операциям (компетенциям), которые задействует субъект в конкретном деле, в качестве личных выборов субъекта. Расширить поле выбора операций (компетенций) сознания за счет включения экзистенциальных и социальных компетенций субъекта. Определить таким образом полную прагматику НСД, а не только блок профессиональных задач в брифе. C. CMS LXP экзистенциального и социального опыта, интегрирующая и выводящая контент для субъекта по дополнительным (к CMS LXP профессионального опыта) шести компонентам-подуровням избранной НСД. | 6. A. Личная технологическая карта (ЛТК) на базе CMS LXP по девяти компонентам-подуровням деятельности. B. Разработать форму профиля отдельного дела по стандарту F.O.C.A.M. – для фиксации экспертного методического комплекса смысловых инвариантов отдельного дела на основе данных платформы опыта (LXP). Разработать форму (а в перспективе – мобильное приложение) для связи полученных смысловых точек профиля с экзистенциальными и социальными смыслами избранной НСД, для получения на выходе личной технологической карты (ЛТК) конкретного дела по девяти компонентам прагматики с опорой на стандарт T.E.C.O.P., со связями между различными элементами содержания этих девяти компонентов. C. Профиль дела. Личная технологическая карта (ЛТК) конкретного дела по девяти подуровням НСД. |
Социальный контекст. Выраженная деятельность субъекта по производству продукта, explicite | 7. A. Личный кабинет пользователя в CMS. Коммуникация в профессиональной плоскости. B. Ввести в практику НСД формирование брифа по каждому профессиональному делу субъекта с учетом полного комплекса данных прагматической ситуации. Разработать концепцию интерфейса Личной технологической карты (ЛТК) по избранному делу в формате коммуникации субъекта-деятеля с содеятелями и с Искусственным интеллектом (AI) в CMS LXP. C. ЛТК в личном кабинете пользователя CMS. Левая колонка интерфейса: управление вниманием по ходу деятельности, функция памятки в момент действия. Правая колонка (функционал): выбор субъекта из сетки технологических узлов НСД; данные от AI по переводу задачи в решение; фиксация элементов образа деятельности и образа продукта деятельности. | 8. A. Персонализированный канал коммуникации в ЛТК. Коммуникация в экзистенциальной и социальной плоскости НСД. Образ Мира и своего места в Мире. B. Психологическая поддержка субъекта-деятеля в ходе НСД. C. Центральная колонка ЛТК. | 9. A. Информационная система электронных внутренних коммуникаций Организации. B. Разработать концепцию электронных внутренних коммуникаций (ЭВК) в Организации на базе CMS ЭВК – включая электронную коммуникацию (ЭК) между участниками НСД: механизмы генерирования, обработки и представления данных профессионального и психологического содержания. C. Групповая технологическая карта (ГТК) и CMS ЭВК по групповой НСД. |