«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

Персонализированный канал коммуникации. Возможности стратегии осознания. Стратегия осознания. Механизм метафоры. Символ как принцип (метод). Самомотивация сотрудника Организации. Управление личными смыслами НСД. «Черный ящик» сознания. Психические составляющие деятельности. НСД как акт коммуникации. Абстрактное как главный организующий фактор действия. Ощущение Мира. Мифологическое сознание. Подмена. Настройка сознания на абстрактное. Психологические аспекты избранной деятельности. Психологическая поддержка через открытие смыслов.

1. Центральная колонка Личной технологической карты (ЛТК) – это поле мотивационной коммуникации субъекта-деятеля с другими ключевыми участниками деятельности, а также непосредственно с CMS. Система отправляет пользователю избранный контент в соответствии с данными, получаемыми и обрабатываемыми Системой в ходе деятельности субъекта. По сути, центральная колонка представляет собой персонализированный канал коммуникации с пользователем, основная функция которого – психологическая поддержка пользователя по ходу его деятельности.

См. Навигация ИИ по FOCAM с учетом брифа и целей сотрудника и Организации

2. На 8-м подуровне НСД (экзистенциальная коммуникация) мы исследуем возможности стратегии осознания для самомотивации субъекта к избранной деятельности.

В анализе общих закономерностей НСД открывается следующее.

Субъект может выбрать одну из трех стратегий операций со смыслами, и каждая из них выступает при этом как цель для субъекта: субъекту нужно постараться, чтобы настроить работу своего сознания, например, на осознание, ему нужно нацелиться  на такую работу. В то же время осознание здесь выступает как смысловой ориентир для описания метода работы сознания в требуемом режиме. Ну и, безусловно, сама работа сознания в режиме осознания является определенной деятельностью, ее можно представить как один из уровней работы сознания. Аналогично осознанию можно представить другие уровни работы сознания (стратегии операций со смыслами НСД): опознание и коммуникацию.

Здесь мы, по всей видимости, наконец-то решились описать неописуемое, а именно частное проявление «основного закона НСД», формулировку которого часто использовали по ходу этого исследования: цель, действие и метод суть одно.

3. Осознание в качестве действия определяется в НСД:

  1. как ориентировка, адекватное отображение элемента осваиваемой действительности (адекватного в первую очередь цели НСД);
  2. как  поиск нужного решения, формирование необходимого элемента будущего продукта НСД;
  3. как обретение необходимого качества действия, для нахождения нужного образа действия, для перехода к требуемой операции сознания (опять же, в контексте целей избранной деятельности).

Соответственно, в методической парадигме необходимо определить специфические для осознания методы ориентировки в действительности, поиска решения и формирования требуемого образа действия.

4. При осознании чего бы то ни было всегда имеет место переключение внимания между контекстами. Смысл, который ищется в контексте А, находится только в контексте B, и только в ходе такого движения неопознанного смысла может быть осознано его наличие в контексте А. Смысл в исходном контексте ощущается как энергетический заряд, который как бы «выныривает» неопознанным из первого контекста, для того чтобы проявиться  во втором. «Механизм» осознания – это «механизм» метафоры, а значит и методика осознания может быть построена с использованием методики производства метафоры. Только – не условной метафоры, которую производят писатели и поэты, действуя в художественной реальности. Осознание – это такая работа сознания, при которой смысл задан целевым образом, его нельзя заменить на другой; то есть нужно открыть конкретный спрятанный смысл, а не произвольно выбрать из ряда. Соответственно,

Осознание – это целевым образом организованная работа сознания по продуцированию дополнительных контекстов бытия смысла, которые выступают в качестве ловушек на этот смысл.

Смысл в исходном контексте ощущается просто как нечто инородное этому контексту, точнее даже как ощущение, отличное от ощущения опознания (контекста), инородное ему в качественном отношении.

Субъект ощущает, что имеет дело с объемом энергии, который не поддается опознанию, но который можно постараться перевести в иной контекст, чтобы там его осознать.

5. Соотнося наш эмпирический опыт с определенным учением, можно сказать, что

Смысл раскрывается как символ, пронизывающий собой ряд продуцированных субъектом контекстов.

Чем больше у субъекта энергии осознания, тем больше может быть этот ряд контекстов, в которые инородный признак исходного контекста как бы выстреливает, чтобы в итоге занять определенную мыслеформу в сознании «стреляющего» субъекта. А чем больше контекстов, тем больше возможностей появляется у субъекта уточнить искомый смысл, понять его – опять же с целью применения в исходном контексте действия. Таким образом, метафорический принцип работы сознания оказывается на самом деле символическим. Символ – это метод, который содержит в себе смысловым образом все контексты действия. Эту логику, точнее диалектику, понимания символа раскрыл нам А.Ф.Лосев, и именно его работы мы рекомендуем в качестве методической основы для развития способностей осознания.

Задача № 8:

Психологическая поддержка субъекта-деятеля в ходе НСД

Форма моделирования № 8:

Центральная колонка ЛТК

6. НСД – это деятельность, которую ведет субъект, а не машина. И одно только заполнение Личной технологической карты (ЛТК) не гарантирует, что эта деятельность будет вестись. Простроенный в сознании субъекта образ продукта, понимание, каким должно быть правильное решение, не означают того, что этот образ или отдельное решение будут воплощены на практике. Мы, люди, так устроены, что даже зная, как действовать правильно, в силу ряда причин часто будем действовать неправильно – очевидно в том числе и для самих себя. При том, что сила этих «причин» очень относительна: в подавляющем большинстве случаев нельзя сказать, что она имеет непреодолимый характер.

7. Технически здесь всё, или почти всё, сводится к проблеме внимания, к проблеме сознательного управления субъектом своим вниманием. Однако понимание проблемы, опять-таки, само по себе не ведет к ее решению.

8. Ни одна методика, ни одна модель деятельности в принципе не может ничего гарантировать: ни то, что сама методика будет эффективна, ни тем более то, что кто-то вообще станет ее применять. В конечном счете выбор зависит от субъекта – от его сознательности, вовлеченности, мотивированности. Но если методика деятельности не помогает субъекту создать поле реальных личных выборов – это неполноценная методика, с такой не имеет смысла начинать моделировать НСД в трудовом коллективе.

9. Подробнее мы рассмотрели эти вопросы на сайте, ориентированном на внимание руководителей организаций к психологической составляющей трудовой деятельности. Здесь же мы ориентированы на внимание непосредственно деятелей, субъектов НСД, для которых проблема мотивации должна быть разрешена не на внешнем уровне – как вовлеченность, а на внутреннем уровне – как управление личными смыслами НСД.

Именно с этой целью мы ввели в методику моделирования НСД экзистенциальную и социальную плоскость деятельности и определили принципиальную возможность управления ими с помощью психологической парадигмы знания. Мы применяем стандарт F.O.C.A.M. для моделирования личной технологической карты конкретного дела по всем девяти компонентам прагматики (см. часть 6), а не только в профессиональной плоскости. Тем самым мы стремимся внедрить в сознание субъекта-деятеля идею технологичности действий на экзистенциальном и социальном уровне НСД, идею управляемости своими действиями на этих уровнях. Как и на профессиональном уровне, здесь происходит (1) раскрытие поля инвариантных смыслов деятельности как ее технологических узлов, (2) последующий отбор узлов, необходимых для конкретного дела, и (3) выбор их релевантного наполнения – содержания деятельности в конкретных условиях.

10. Знание, которым каждый из нас пользуется для того, чтобы действовать в рамках конкретного дела, неделимо, однако субъект может обозначить отдельные его стороны, аспекты, чтобы подключить к этому неделимому знанию свою память, свое намерение, внимание, ощущение, а также свою способность преодолеть внутреннюю инерцию, чтобы выйти из текущего психического состояния или мыслеформы, мешающих НСД. И здесь

Кроме левой колонки для «прицела» (образа действия) и правой колонки для вывода «цели» (образа решения), нам нужно еще одно поле. Центральная колонка должна дать выстрелу «заряд», подключить энергию действия и помочь субъекту не терять эту энергию по ходу дела.

11. 8-й компонент прагматического моделирования НСД содержит тайну, и мы обязаны прямо об этом заявить:

Действуя, мы, на самом деле, понятия не имеем, как и за счет чего мы действуем, как находим решения, как получаем нужный результат.

Наше внимание занято обработкой (опознанием) входящей информации, а когнитивные процессы для субъекта представляют собой подобие «черного ящика». И пусть ученые занимаются различными описаниями – чем дальше, тем сложнее, – на деле субъекту эти описания помогают мало. И чем сложнее описание, тем меньше оно поможет. Мы не отдаем себе отчет в операциях сознания в ходе самих этих операций хотя бы по причине высокой скорости этих операций и элементарного отсутствия времени на подобный «отчет». Однако, выйдя из деятельности, мы можем постараться проанализировать, зафиксировать в своем сознании те моменты, которые дают основание говорить хоть о какой-то возможности субъекта управлять своей НСД. Далее мы поделимся своим собственным опытом такого анализа; надеемся, что профессиональные психологи в будущем помогут найти «научное» обоснование хотя бы для части высказываемых положений.

12. Анализ практики показывает, что субъект успевает сориентироваться в деятельности только через психические составляющие этой деятельности: 1) память, способность вспомнить опознанные ориентиры для конкретного действия, которое субъект считает правильным, 2) намерение действовать правильно и способность начать такое действие, 3) ощущение действия со знанием, с осознанием, то есть правильного действия, 4) внимание, сигнализирующее о неправильности действия, особое негативное ощущение «бортовки»: что мы так и не начали действовать со знанием или что нас куда-то не туда занесло (если занесло) по ходу дела, наконец, 5) переключение с текущего способа действия на другой, то есть возвращение к началу алгоритма –  к памяти и к намерению и способности начать действие.

13. Таким образом, если мы говорим о моменте, в котором наше действие должно быть максимально точным, то есть направленным на получение конечного продукта НСД в соответствии с заданными ориентирами, мы должны признать:

Решающим становится не объем наших знаний (как декларативных, так и процедурных), а наша способность ими оперировать.

По факту важнее не то, сколько всего мы знали «вообще», а то, как и что сумели воплотить в ходе своей деятельности.

14. Мы абсолютно убеждены своим собственным опытом, что

Наше сознание наиболее эффективно оперирует смыслами НСД, если саму НСД ведет в формате коммуникации.

НСД в проявленном виде (explicit) всегда можно представить как акт (акты) коммуникации. Это не всегда выраженная коммуникация с другими людьми, но всегда нацеленный обмен знаками смыслов – со стороны субъекта (адресата) с альтернативной стороной. В качестве такой альтернативной стороны субъект может выделить не только (1) другого субъекта (другое сознание), но и (2) группу субъектов (мини-коллектив, команду и т. п.), а также (3) сообщество (например, аудиторию определенного онлайн-ресурса или народ определенной страны). Однако речь может идти не только о живущих людях. Субъект может мысленно адресовать свои действия кому-то (4), кто ушел из жизни, причем не обязательно тому, с кем был знаком лично. В своем поле намерений он может «обмениваться» знаками-смыслами даже с (5) важным для него героем художественного произведения, через это произведение, или – мысленно – с любой исторической личностью. Субъект может выделить в качестве стороны коммуникации вообще любое (6) другое живое существо, скажем, свою собаку или дерево за окном. Субъект способен наделить сознанием, а значит, функцией коммуникации в принципе всё что угодно, например: (7) свое собственное тело, в ходе его лечения или восстановления (тело получает и передает знаки-смыслы), (8) любое олицетворенное явление: море, горы, солнце, или даже предмет: «любимый» дом, «старый друг» свитер или, скажем, велосипед. В последнем случае субъект передает свои чувства, скорее, «духу предмета», но (9) «дух» может быть и у абстрактного феномена, например, у конкретного интерфейса CMS.

15. Понятно, что не каждый субъект включается в такие виды коммуникации, или, что интереснее, не каждый субъект признается (даже сам себе), что он в них включается. Однако общество имеет достаточно много свидетельств, что подобные акты коммуникации имеют место быть. И если попытаться увидеть объединяющее начало, скажем, для актов коммуникации с 4-го по 9-й, нетрудно понять, что в них сознание субъекта действует на абстрактном уровне – отделяя абстрактный по своей природе смысл от конкретного, пусть и условного объекта коммуникации. Важнее же всего здесь обратить внимание на то, что

Человек так и не потерял до конца способность направлять свое сознание, свое внимание на абстрактное и в принципе сохранил способность коммуницировать с Высшим Абстрактным, если он захочет таковое для себя найти.

Неважно, как субъект это называет – Бог, Дух, Провидение, Небо, или, скажем, Мир.

Важно, что эта сторона коммуникации обладает реальностью, пусть и чисто субъективной, психической реальностью, и способна продуцировать для субъекта знаки-смыслы, направляющие его внимание в ходе деятельности.

Для нас лучшее определение этой реальности дал А.Ф.Лосев, в своей работе «Диалектика мифа» описав его как мифологическое сознание. Можно, конечно, отрицать необходимость и само существование этой реальности. Но стоит ли? Вот, скажем, совесть: с-О-весть. Вроде бы исключительно субъективная штука, но все-таки мы не только не отрицаем ее существование, но и хотим, чтобы она почаще встречалась. По крайней мере, у других.

16. А теперь давайте представим себе «техническую» сторону, рассмотрим, как общение с Миром может помочь в НСД. Дело в том, что

Абстрактное выступает организующим фактором, собирающим внимание субъекта во всём поле его деятельности в текущий момент.

Субъект в этом случае психологически готов воспринимать сигналы в любом измерении, в любом формате, от любого источника. НСД тем и отличается, что в ней невозможно предугадать: откуда, в какой момент и какой именно поступит сигнал. Значимым может оказаться не только внезапно открывшийся профессиональный фактор, но и личный, экзистенциальный смысл, а также социальный аспект ситуации. Удерживать «объемное» внимание по ходу деятельности, действовать сознанием симультанно на нескольких уровнях ситуации, очень непросто. Здесь не обойтись только «памяткой» из «левой колонки», удобной для нашей памяти в силу ее «плоского» характера. Здесь нужен стержень, нужна вертикаль, канал – для «подключения» данных из разных плоскостей.

17. Качество итогового продукта НСД определяется воплощенными в нем смыслами в соответствии со сделанными субъектом-деятелем выборами.

Состав выборов определяется пониманием технологии избранной НСД и опытом проведенных ранее операций. В свою очередь, выбор смысла определяется необходимостью. Эта необходимость может быть установлена только в симультанном «сканировании» данных по условиям (прагматической ситуации), задачам и решениям на всех девяти подуровнях НСД. Мир – через ощущение Мира – является той внутренней средой, в которой обработка информации субъектом получает нужную скорость и глубину связей. Мир предоставляет субъекту необходимую информацию по всем девяти подуровням НСД, на основе которой субъект самостоятельно выверяет необходимость каждого своего действия. Мир дает ответы по всем выборам субъекта. Это происходит потому, что Мир является единственным реальным «заказчиком» конкретного продукта избранной НСД, если принимать во внимание симультанную деятельность на всех девяти подуровнях НСД.

18. Всё содержится во всем. Поэтому для мифологического сознания любой знак-смысл из внешнего мира может послужить ориентиром, подобием, по которому будет произведена выкладка знания в текущий момент действия. Можно представить этот процесс на основе  описания механизма выводных знаний, который дали психологи, в частности психолингвисты. Однако для мифологического сознания более экспертным, а главное, более практичным будет такое описание.

19. Эманации внутренние (см. ссылку на описание в предыдущем абзаце) – это ощущения субъекта, причем не только чувственные состояния, но и самые разнообразные ощущения знания, тонкие мыслеформы. Внешние эманации можно понять в структуре коммуникации как сигналы, «приказы», волеизъявления альтернативной стороны, Мира, в отношении субъекта.

Осознание – это процесс и одновременно результат включения мыслеформы или состояния в материальную часть действия, в продуцируемый знак.

Практичность приведенного выше описания эманаций  для нас состоит в том, что именно благодаря ему можно

Выйти именно на ощущение знания «всё во всем», которое является одновременно и показателем правильного действия, и его причиной: удерживая данное ощущение, субъект продолжает действовать правильно.

20. Выполнить «приказ» Мира – значит задействовать в текущий момент действия максимум эманаций «от внешнего контура к центру». Эта геометрическая метафора дает представление о том, как можно перейти к ощущению объема знания, то есть задействованных эманаций. Рациональность – это всего лишь точка на плоскости, ее смысл не отвечает ощущению связи. «Зажигающиеся» эманации одного общего, но такого разнородного в своих проявлениях знания и представляют собой действие закона: цель, действие и метод суть одно. В мифологическом сознании субъекта есть только ощущение единого неделимого знания – как ответ субъекта внешним «приказам», слияние внешней и внутренней ипостаси намерения. Разновидностей намерения, приказов Мира человеку, и ответного намерения служить Миру в ходе НСД возникает если не бесчисленное множество, то, скажем так, огромное количество. Но все их посылает Мир, и связываются вместе они ощущением Мира.

21. На практике ощущение Мира, намерение служить Миру, является единственным реальным основанием для построения иерархии намерений. Если субъект «привязывает» свои намерения не к Миру, а к своему Эго, то есть лишь к ощущаемой оболочке своих эманаций, он занимается профанацией, подменой в отношении себя самого. Понятие личного счастья тоже относится к этой оболочке и тоже является подменой. Ложь в отношении себя, системная ложь самому себе – это энергетический факт, который рано или поздно сказывается на субъекте, соответственно, энергетически. Негативно, разумеется.

22. Важнейшее эмпирическое наблюдение субъекта в ходе НСД, которое мы позиционируем как закон НСД, заключается в следующем.

Поиск знания в НСД становится частью потока правильных действий: отдельные части знания, которые фигурируют в личной технологической карте НСД субъекта и проходят процесс интериоризации в ходе НСД, открываются им как «момент знания». Знание исходит из правильного действия, из ощущения правильного действия, а не наоборот.

Обладание знанием само по себе ощущения правильного действия не дает, поскольку обладание – это не действие. «Обладание» знанием вне действия не является энергетическим фактом, такое знание условно, это лишь потенция знания, компетенция субъекта, а не само знание.

Не сумма знаний, пусть даже интериоризированных субъектом ранее, является основанием правильного действия, а найденное внутри и поддерживаемое состояние правильного действия является основанием для вывода в «окно сознания» необходимой информации по уровням действия – профессионального, экзистенциального и социального. Таким образом, именно настройка на эффективную коммуникацию с Миром, как исходная точка правильного действия, является стартовой точкой эффективной НСД.

Каким же образом мы предлагаем субъекту пользоваться этой своей важнейшей связью – связью с Миром? – Через осознание своих духовных возможностей, духовного содержания действия, через осознание субъектом возможностей управления собственной психической энергией.

23. Наша практика в области создания текста постоянно сталкивала нас с ситуациями, когда от автора-субъекта требовалось нечто большее, чем профессиональное следование технологической карте в плоскости самого текста, самого сообщения (см. пункт 3: контакт, контекст, тема, код, сообщение). Прагматика текста в этих ситуациях требовала глубоко задействовать уровень Адресата, по линии «Адресат – Адресант (см. там же), на котором субъект не мог отделить себя от «предмета» своего труда (текста), и это была по-настоящему духовная работа. Автор-субъект вкладывал личное содержание в транслируемое сообщение, а для этого ему было необходимо прийти к очередному личному знанию в экзистенциальной плоскости, причем не просто «открыть» его, но и осуществить на деле. Требовалась настоящая трансформация сознания в акте коммуникации, которая по сути своей означала слияние сознания с определенным смысловым содержанием, с определенным абстрактным качеством, выполняющим функцию настройки сознания.

24. Примеры использования экзистенциального содержания в НСД по созданию медиатекста

Содержание для настройки сознания (что?)
Прагматика экзистенциального содержания (зачем?) в коммуникации с Миром
1. Общаться по-человечески. Состояние – это элемент универсального человеческого «языка», архетип, который делает возможным общение и понимание людьми друг друга, «материал», которым можно оперировать. 2. Активировать («прокачать») ресурсные состояния реципиента (см. 4 абазац), помочь найти внутреннюю силу через определенное ее качество. 3. Выйти на скрытые смыслы, «привлечь» новое содержание; впустить информационный поток «изнутри».
1. Выделить объект, понять его через операции с ним 2. Интегрировать детали, создавать целостное впечатление о герое, ситуации, объекте 3. Создавать уникальное, живое, а не давать ссылку на шаблон: Образ дает вызов, и вызов рождает образ
Открыть исходные точки, организующие действие; уметь сфокусироваться на них в действии
Открыть новые контексты бытия; уметь выходить на новые контексты – скрытые, но от которых нельзя отказаться при реализации целей текста
Управлять мышлением по ходу создания текста
Управлять энергией действия через качества этого действия; воплощать эти качества в продукте деятельности
Передать «непередаваемое»: что-то из души, от сердца
Раскрыть связь между ключевыми смыслами любого действия, удерживать эту связь в самом действии
Использовать примеры для осознания сути явления; задействовать силу символа

25. Очевидно, что определенное экзистенциальное, духовное, содержание реализуется в любой деятельности, а не только в деятельности по созданию текста. В том числе – и в любой НСД. В контексте своих отношений с Миром субъект не имеет права игнорировать это содержание – он должен исследовать его, исследовать условия функционирования этого содержания. Он обязан исследовать также условия образования, трансформации или же нивелирования личных смыслов, «растворяемых» в коммуникации с Миром.

26. Исследованию экзистенциального содержания в ходе реализации избранной НСД должна помочь Центральная колонка в интерфейсе Личной технологической карты. Субъект может акцентировать свое внимание на определенных смыслах, причем выбор отдельного смысла будет зависеть не только от намерений субъекта, но и от объективного характера трудовой деятельности. Например, определенные психологические аспекты избранной деятельности (ПАИД) сочетаются с определенными типами профессиональной деятельности. Это дает возможность исследовать зоны пересечения ПАИД и F.O.C.A.M.

См. Классификация профессий в контексте ПАИД. Версия 1.1

27. Пересечение профессиональной и экзистенциальной плоскостей НСД может исследоваться с разными целями:

  1. Ради насыщения точки действия личной энергией, в соответствии с открытым смыслом этого действия.
  2. Для вовлечения, самововлечения в деятельность: исследование затягивающих аспектов деятельности, радость чистых состояний etc.
  3. Для эффективной коммуникации: исследование содержания  конфликтов, элементов воздействия, этического поведения etc.
  4. Для изучения возможностей преодоления и обхода препятствий в деятельности: прокрастинации, отсутствия концентрации, неуверенности в себе и т.п.
  5. Для поиска лучших сочетаний между точками действия, между точками состояний; саморежиссура переходов от одного элемента действия к другому.
  6. Для интеграции комплекса смысловых точек в образе деятеля, который дает возможность действовать правильно, симультанно сочетая самые разные необходимые стороны действия.

28. Люди, принявшие своим сердцем тот факт, что в любом деле мы занимаемся коммуникацией с Миром (или, что уж тут стесняться, служим Миру), должны каким-то образом конкретизировать это свое общение (служение). И в каждой избранной НСД мы должны определить, точно ли мы заняты именно этим, действительно ли нас подводит к этому наша иерархия смыслов, наша личная карта деятельности?

29. Секрет лояльности сотрудника к Организации, который необходимо раскрыть сотруднику, заключается в том, что

Организация дает человеку практику, территорию действия, предоставляет человеку плацдарм для решения личных, по сути, задач – в плоскости управления своей личной психической энергией.

30. Центральная колонка для члена Организации – это такой персональный корпоративный канал, настроенный под определенного субъекта-пользователя CMS. Контент в этом канале составляют материалы различных типов (см. п. 5).

31. Информационная система, причем уже шире, чем CMS LXP, должна быть подключена к базам данных контента определенного, духовного, свойства. В этом случае эту систему можно использовать как оператора для связи субъекта с Миром в экзистенциальной плоскости избранной деятельности субъекта.

32. CMS и субъект, по сути, начинают бесконечную игру, в которой CMS претендует на роль оракула, «угадывающего» в ходе психологического картирования избранной субъектом деятельности, какие данные должны помочь субъекту в коммуникации с Миром, а субъект берет на себя роль исследователя собственного внутреннего мира и обучает систему тем, что реагирует тем или иным образом на предоставленные системой данные.

33. Отбор, выбор, стыковка технологических узлов НСД в 8-м компоненте прагматического моделирования должны быть реализованы наконец в полном необходимом объеме: не только по узлам профессиональной плоскости деятельности, но и по точкам смысла экзистенциальной и социальной плоскости. Отбор, выбор, стыковка (настройка на смысл) смыслов комплексно по трем блокам содержания ЛТК (левая, правая и средняя колонки):

  1. Придают конкретной НСД конкретный личный смысл, мотивируют.
  2. Привлекают силу, энергию архетипических образов (в качестве прообразов деятельности и архетипа будущего продукта), обеспечивают НСД энергией.
  3. Улучшают ориентировку деятеля по сути технологического узла НСД, обеспечивают лучшее понимание деятелем всего хода НСД и отдельных ее моментов.
  4. Помогают субъекту психологически справиться с ситуацией, продолжить делать свое дело; управляют отношением деятеля к своему труду, переводят трудности в разряд задач, формируют отношение к труду как к необходимой практике, позволяющей человеку реализовать свое предназначение, задействовать и ощутить свою силу, тем самым стабилизируя деятельность, снимая психологический негатив.
  5. Придают глубину смыслам деятельности, создают у деятеля чувство уверенности, независимости от оценок окружающих, обеспечивают психологическую устойчивость во время НСД.
  6. В режиме поиска связей между смыслами, заполнения недостающих слотов смысловой конструкции, перебора и сравнения вариантов – включают игровой момент мышления, привносят радость, удовольствие в НСД.
  7. Включают в содержание текущей НСД известное содержание сходной НСД, тем самым помогают в планировании НСД.
  8. Обеспечивают интериоризацию внешних смыслов, фиксируют в памяти опыт деятельности, формируют общие и специальные компетенции деятеля.
  9. Отражая известные (в том числе социальные, психологические) сценарии НСД, предупреждают о возможной ошибке, помогают деятелю на деле использовать соответствующие знания и опыт.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *