«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

4. Намерение в НСД

Written in

by

Ответственность за выбор. Внутренние (психические) данные. Социальный и экзистенциальный планы деятельности. Сочетание намерений. Люди и машины. Карта намерений.

1. Мы задали принцип вариативности в НСД, применение которого привело нас к понятию прагматики, к целевому образу продукта НСД и целевому образу деятельности НСД. Мы определили в качестве образа продукта совокупность выборов, сделанных на основе семантики личного опыта субъекта, а также данных чужого опыта – из образцов, примеров деятельности. Мы определили LXP как смысловое поле, в которое отбираются позиции (точки смысла) технологии различных видов НСД, выбор которых субъектом-деятелем в ходе избранной НСД связан с формированием не только образа продукта НСД, но и с образом самой деятельности. Но как, за счет чего мы можем управлять процессами отбора и выбора, что лежит в их основе, какая часть нас самих, как субъектов, отвечает за сделанный выбор?

Задача № 4:

Включить намерение – его смысловой и интенциональный компонент – в прагматически ориентированное моделирование НСД.

Форма моделирования № 4:

Личная карта намерений субъекта. Сборка по парадигмам экзистенциального плана (простыми ссылками на знак соответствующего намерения)

2. Как мы определили ранее (см. Манифест методиста, п. 3), если анализ до, после и в ходе действия (стандарт F.O.C.A.M) дает возможность человеку открыть и затем установить в избранной деятельности необходимые точки смысла, то управление энергией действия (стандарт T.I.C.O.P.) предполагает непосредственное «удержание» смыслов в ходе самой деятельности. Действуя, мы «активируем» выбранный смысл НСД в материальной среде и как бы «длим» его там. Однако работа сознания представляет собой нечто большее, чем комплекс установленных, заданных действий, чем какая-нибудь компьютерная программа.

3. НСД динамична: образ действия субъекта претерпевает постоянные изменения; они происходят в реальном времени в зависимости от ситуации, от поступающей информации. Но даже если предположить, что все входящие данные так или иначе будут отформатированы и включены в некую модель данных как в программный алгоритм, НСД не может быть сведена к переработке одних только внешних данных. В любую деятельность, в том числе в профессиональную, вплетены «внутренние данные», психические свойства: способности, мотивация, темперамент, характер.

4. Собственно говоря, с позиции субъекта, он, человек, живет не для того, чтобы перерабатывать информацию, он перерабатывает информацию для того, чтобы жить. Жизнь – это не только мышление, но и эмоции, чувства, телесные ощущения, воображение, воля. Их проявления в системе человеческих отношений составляют социальный план бытия, роль которого в НСД оказывается на практике не менее значима, чем роль плана профессионального. Любая деятельность содержит в себе не только профессиональный, но также социальный и экзистенциальный планы.

5. Социализация в ходе профессиональной деятельности (социальный план) изучена достаточно хорошо. Множество разработок – как теоретического, так и прикладного характера, например по организационной психологии, может быть использовано в ходе моделирования избранной НСД. Экзистенциальный, или личностный, план тоже не обойден вниманием исследователей, психологов прежде всего. Роль ключевых процессов познания, психических свойств в профессиональной деятельности исследуется масштабно и углубленно. При этом некоторые психические феномены остаются в тени. В частности, феномен намерения.

6. Сознательные операции отбора и выбора смыслов, в том числе в НСД, исходят из точки намерения. Прагматика исходит из точки намерения. Все операции НСД связаны намерением. Более того, намерение – это главная связующая нить НСД, только оно способно объединить всё, что есть в деле.

7. Интенции и намерения нет и не может быть в продукте деятельности машин (автоматов, роботов, искусственного интеллекта), и этот факт представляется нам крайне значимым, в чем-то определяющим саму суть человеческой деятельности, а может быть, и самого человеческого существа.

8. Работа программы – это работа инструмента, и в работе инструмента действует намерение того, кто создал этот инструмент. Намерение создателя инструмента объединяется с намерением пользователя, оперирующего этим инструментом с определенными целями. Машины, конструкции, вещи, все предметы, собранные на конвейере, а не только те, что были созданы непосредственно человеком, появились в результате намерения, точнее – сочетания намерений разных людей. Если вы создаете контент-модель профессиональной нестандартизированной деятельности, она будет держаться вашим намерением, а также намерениями тех людей, которые решат использовать эту модель.

9. Управление намерениями сотрудников по созданию качественных продуктов НСД в контексте требований производственных ситуаций – вот что такое прагматическое моделирование НСД в масштабах Организации.

Такое управление не может быть раз и навсегда данной теорией, набором схем – не потому, что не подлежит обобщению, а потому, что полностью зависит от конкретных людей.

10. Можно выстроить прагматику продукта для конкретной IT-компании, но нельзя создать методику управления намерениями в каком-то условном IT-производстве. Причина в том, что

сочетание намерений в каждой компании уникально, уникально отношение создателей к их продукту, и этим можно управлять ориентируясь на людей, а не на формальные характеристики определенного производственного сектора.

11. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Мы не можем действовать как машины, и машины не могут действовать как мы, однако мы как будто не замечаем разницы между нами.

Мы, как правило, не отдаем себе отчет, что моделируя только технологическую сторону деятельности, мы забываем о нашей человеческой природе, и именно человеческая природа оказывается тем фактором, который «внезапно» врывается в ход нашей деятельности и «ломает» наш исходный план, принятый нами самими алгоритм действий.

Мы пытаемся учить друг друга по схемам, базам данных, алгоритмам операций и почти не пытаемся всерьез моделировать наши интенции и психологические аспекты избранной деятельности. Собственно, мы их даже не выделяем, по сути игнорируем их существование. Как же тогда обеспечить эффективность деятеля, если он человек? Примитивными вариациями в схемах заработной платы? Социальными пакетами и корпоративными праздниками? Очевидно, что уровень технологичности в этом деле, в деле мотивации и вовлеченности, на уровне организации в целом крайне низок. Мы посвятили этому вопросу отдельное исследование, отдельное дело и отдельный продукт. Здесь же вернемся к логике моделирования НСД на уровне отдельного субъекта.

12. Мы все учимся каждый раз прикладывать обновленное, уникальное намерение к тому, что мы делаем, но для этого нам необходима карта: какие выборы мы можем сделать и почему. Каждая компания, каждый специалист может создать свою Карту Намерений – на основе анализа прагматики своих действий в разных делах. Для этого необходимо выявить структуру своих намерений, обозначить приоритеты, создать подчиненные отношения между различными намерениями.

13. Покажем на примере нашей деятельности, а для этого выделим контекст деятельностиметодология – и сформируем топосный ряд элементов данного контекста. Далее, на базе полученного топосного ряда сформируем карту намерений избранного дела — создания сайта Modeldela.ru.

Карта намерений по делу: создание сайта Modeldela.ru (контекст: Методология. Топосный ряд: Намерения методолога. Избранные элементы топосного ряда: помочь научиться)

  1. Определить: контексты обучения
  2. Помочь прийти к пониманию: научить нельзя – научиться можно.
  3. Побудить осознать: любая НСД – это непрекращающийся поток означивания, производства знаков.
  4. Подсказать: как можно определить продукт НСД.
  5. Раскрыть механизм: означивания, в котором всегда присутствует возможность альтернативы (альтернативного знака).
  6. Предложить использовать знания: о прагматике текста – для создания прагматики продукта НСД.
  7. Посодействовать в моделировании: прагматики конкретной НСД.
  8. Рассказать: об опыте использования элементов прагматически-моделирующего подхода в методике.
  9. Показать: как «работают» элементы сайта modeldela.ru.

14. Элементы контекста «Намерения методолога», выделенные аналитически, соотносятся только с крупными блоками выполненной работы. В этом отношении они выполняют роль плана – в начальной фазе дела. Однако по сути они представляют собой намерения операций, операций сознания, и полный состав таких операций никогда не известен заранее.

15. Будем честны: приведенная выше Карта намерений не была оформлена в таком виде перед началом нашей избранной НСД. Однако она и не может быть так оформлена: карта намерений не план деятельности, это скорее карта ориентировки, уточнений намерений по избранной НСД, производимых по ходу деятельности до самого ее конца. Как результат феноменологической или аналитической работы сознания (стандарт F.O.C.A.M.), эта карта может быть использована в новом – схожем – деле; тогда она станет элементом определенного кейса (стандарт T.I.C.O.P.).

16. Так или иначе субъекту нужно предложить способ действовать с намерением в любой момент деятельности: выявлять смысловые точки намерения и «наделять» энергией намерения соответствующие элементы деятельности, а значит – и итоговый продукт избранной НСД. В 5-й части нашего исследования мы познакомим  читателя с таким способом – через фокусирование внимания деятеля на 9 подуровнях НСД, определяющих компоненты прагматического содержания деятельности и дифференцирующих сознательные намерения деятеля.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *