1. Разрабатываемые нами стандарты обучения соответствуют разным фазам нестандартизированной деятельности (НСД):
F.O.C.A.M. (Function – Operation – Case – Analytics – Method/Model) – аналитический стандарт обучения по фазе ориентировкив действии (рефлексия действия): сбор и анализ информации до, после и по ходу деятельности.
Сознание субъекта (актанта) действует в поле задач и в среде деятельности феноменологически: ориентируется, фиксируя имеющиеся смыслы и определяя взаимоотношения и взаимосвязи между ними.
Предназначение стандарта – формирование поля для выборов (создание игрового поля) субъекта в избранной им деятельности.
Стандарт F.O.C.A.M. соотносится со стратегией оПознания: стратегия оПознания методически формируется по стандарту F.O.C.A.M.
2. T.I.C.O.P. (Technology – Idea – Case – Operation – Product) – прагматический стандарт обучения по фазе собственно действия: создание образа продукта деятельности в соответствии с заданными смылами и его воплощение в материале, в среде.
Сознание ищет и отбирает смыслы, необходимые в деятельности для решения задачи; делает между ними выбор, создает смысловые конфигурации, принимая ответственность за результат; ищет пути и способы воплощения этих смыслов-конфигураций в материале, в среде, ориентируясь на избранный образ действия; определяет степень соответствия полученных промежуточных результатов с образцом, с образом продукта деятельности; находит и устраняет ошибки. Предназначение стандарта – ориентировка для совершения субъектом выборов непосредственно в самом действии (сама игра).
Стандарт T.I.C.O.P. соотносится со стратегиями оСознания и Коммуникации: стратегии оСознания и Коммуникации методически формируются по стандарту T.I.C.O.P.
3. F.O.C.A.M. – моделирует деятельность как «внешнюю», объективную технологическую сторону дела.
T.I.C.O.P. – организует внутреннюю сторону дела, формируя представление нужной субъекту информации: различных семантических ключей, помогающих субъекту генерировать в деле мысли, интенции, состояния и эмоции – в соответствии с собственными намерениями субъекта относительно выполняемого им дела.
4. В корреляции с протокартой НСД (парадигмой компонентов деятельности) стандарт F.O.C.A.M. соотносится с уровнями (стратегиями) осознания и опознания (профессионального, экзистенциального и социального), а стандарт T.I.C.O.P. – с уровнем (стратегией) коммуникации (профессиональной, экзистенциальной и социальной).
5. Оба стандарта ориентированы на оптимизацию поиска (включая внутренний поиск, поиск в сознании) и представления нужной субъекту для дела информации – с применением различных средств специализированной информационной системы (ИС). Наш подход в обучении по обоим стандартом реализуется посредством платформ опыта – LXP. Разработка самой ИС ведется в рамках проекта ИС КПСО, включая проект пополняемой базы знаний LXP SEE (LXP социального и экзистенциального опыта), а также с использованием базы знаний профессионального опыта ВК в качестве элемента профессиональной LXP ВК.
6. В ИС оба методических стандарта должны быть реализованы посредством интерфейса с рабочим названием «Три колонки». При этом само наполнение колонок, их содержание, определяется профильной CMS, в которой используется данный интерфейс.
В ИС последовательно связываются различные аспекты действия – для управляемого вывода релевантных данных в окно сознания деятеля непосредственно по ходу деятельности.
F.O.C.A.M.
7. Стандарт F.O.C.A.M. оптимизирует аналитическую составляющую избранной деятельности, помогает специалисту сориентироваться в своих действиях – до, после и в ходе самой деятельности.
F. (функции)
– на позиции руководства, HR: «закрыть» потребность в определенных бизнес-процессах организации (что требуется сделать); определить намерения ЛПР в соответствии с матрицей целей и задач специалиста; разработать модель бизнес-процессов избранной НСД, в их связи с действующими бизнес-процессами Организации (различные типы коммуникации организации рассматриваются как частные случаи бизнес-процессов).
Документ на выходе:
Прагматическая модель бизнес-процессов специалиста, интегрированных в бизнес-процессы Организации.
O. (операции)
– на позиции рекрутера, ответственного за найм специалиста: проверка компетентности специалиста, актуализация операций в зависимости от специфики Организации и бизнес-процессов (как именно должны реализовываться функции специалиста – расшифровка, детализация функций, отбор существенного и необходимого, конфигурирование в проекты).
Документ на выходе:
База компетенцийорганизациикак поле задач специалиста (одного или в отделе), с расшифровкой бизнес-процессов НСД на уровне операций деятельности и привязкой: а) к общим и частным компетенциям специалиста (одного или в отделе); б) к конкретным типовым кейсам специалиста (прагматическая ситуация кейса дана в индексах-тегах); в) к горизонтальным связям специалиста внутри Организации и с внешними подрядчиками (также индексируется). Базы компетенций, интегрированные из опыта разных организаций, формируют базу компетенций методического стандарта в обучении специалистов по избранной НСД. Также эти базы компетенций могут быть использованы для формирования структуры рейтингования специалистов по избранной НСД в различных профессиональных онлайн-рейтингах.
C. (кейсы)
– собственно с позиции специалиста: кейс как совокупность смыслов, зафиксированных в памяти субъекта-деятеля. Фиксировать смыслы в памяти помогают материалы кейса: рабочие документы, аналитические записки, фото и видео события, записи в жанре дневника, фрагменты переписки (чаты, электронная почта и т.д.), материальные артефакты с места события и так далее.
В ходе обучения (и самообучения) избранному виду деятельности участники этого вида деятельности оперируют абстрактными понятиями, отображающими действительность в разных ее аспектах. Функции, операции, аналитика и метод (в стандарте F.O.C.A.M.), также как технологии, идеи, операции и образ продукта (в стандарте T.I.C.O.P.), отображают внутренние, нематериальные, интенциональные аспекты действия, передают субъективную реальность субъекта-деятеля. Они первичны, поскольку именно они, собственно, и формируют материальный план действия, материальное событие, которое здесь мы определили как кейс. Однако без самого события, без кейса, эти аспекты действия не имеют смысла. Так же, как не имеет смысла и обучение избранному действию, если это действие не материализовано в кейсе, в событии, в конечном продукте. Кейс, как и другие элементы стандарта, также, естественно, является абстрактным понятием, однако это понятие в нашей методике отображает особую – внешнюю, материальную, событийную (фактическую) – сторону действия; кейс связывает субъекта с объективной реальностью, к которой принадлежит избранная им деятельность.
Кейс как феномен памяти субъекта-деятеля «состоит» из разрозненных воспоминаний субъекта о событии действия, о ходе материализации образа продукта деятельности. Но именно интенциональные составляющие действия «собирают» кейс в памяти – так же, как они «собирали» его в самом действии. Кейс в методике нельзя описать – таким же образом, как можно описать абстрактные интенциональные составлющие действия: будучит абстрактными по своей природе, они входят в абстрактные же описания, так сказать, целиком. Кейс «целиком» не может быть взят ни в одно абстрактное описание.
Абстрактные интенциональные составляющие действия помогают зафиксировать энергию действия в памяти субъекта-деятеля, а кейс помогает «собрать» эту энергию в образ события, как бы «проиграть» это событие заново – в каком-либо его аспекте (фрагменте, эпизоде, ракурсе, плане). Событие при этом как бы «проявляется» в памяти, по «точкам» фиксации события в кейсе.
По сути, кейса в методике «не существует», существуют лишь «смысловые точки», которые о нем напоминают. Однако без наличия «точки-события», факта в объективной реальности этим смысловым точкам просто нет «вокруг» чего собираться. Таким образом, кейс в нашей методике можно представить как событийный полюс в памяти, который организует использование всех других элементов методики. Кейс в методике представляет собой смысловое тело, которое хранит память (внутренние индексы) и форму (ментальный отпечаток) сознательного действия человека (специалиста) в избранном виде деятельности в конкретном событии (отрезке действительности).
Кейс в F.O.C.A.M. представляет собой «расчлененное» тело действия, «расчерченное» в сети смысловых точек действия, его технологических узлах.
Документ на выходе:
Совокупность описаний сознательных действий, осуществленных субъектом-деятелем по ходу конкретного дела, в рамках избранной деятельности, с маркировкой различных технологических узлов этих действий. Данные описания могут быть использованы субъектом-деятелем для интеграции в памяти субъекта различных общих моментов (аспектов) дел – идентичных или схожих.
A. (аналитика)
– с позиции специалиста(а также руководителя, наставника): аналитика – это способ (как правило, феноменологический) сформировать контекст локального действия.
Аналитика высвобождает смыслы для последующей привязки их к имеющимся узлам памяти. Аналитика создает точки смысла действия, с опорой на имеющиеся аналитические данные. Стандарт F.O.C.A.M. задает правила, по которым эти данные «имеет» (хранит) платформа знаний. Стандарт T.I.C.O.P. задает правила, по которым этими данными должен уже воспользоваться непосредственно субъект-деятель; при этом он должен «иметь» необходимые данные в памяти и/или в специальном интерфейсе, обеспечивающем оперативную связь субъекта с платформой знаний в том числе непосредственно в ходе избранной деятельности.
Документ на выходе:
Аналитика намерений, причин, обстоятельств, контекстов, элементов контекста, законов, ходов, приемов действия дается их описаниями в различных форматах (текст, изображение, видео) в сопровождении примеров, а также в советах (рекомендациях) и целевых сообщениях (messages). Представляет собой декларативное знание.
Аналитика непосредственно хода действия, процессов действия заключена в алгоритмах, в цепочках элементов (компонентов, фаз, аспектов, образов), формулах действий, а также в последовательностях использования различных средств деятельности; может также сопровождаться советами (рекомендациями) и целевыми сообщениями (messages). Представляет собой процедурное знание.
M. (модель/метод)
– с позиции специалиста ВК (а также руководителя, наставника): обоснованные связи между точками (декларативное знание), а также последовательности в актуализации связей (процедурное знание) – в технологически расчерченном теле действия.
Документ на выходе:
Связи между различными смыслами действия: в виде решения конкретной задачи – с обоснованием данных связей в контексте прагматики (увязывание решения с прагматической ситуацией).
Мы разворачиваем идею специального интерфейса, обеспечивающего оптимальную актуализацию маркированных смыслов действия – причем не только технологических смыслов в профессиональной плоскости действия, но и смыслов экзистенциальной и социальной сторон избранной деятельности.
В целом стандарт F.O.C.A.M., как мы отметили выше, оптимизирует аналитическую составляющую избранной деятельности. Операции аналитики имеют последовательный, сукцессивный характер. Аналитика предполагает изучение связи между контекстами, но не само «путешествие» в них, их симультанное «объединение», интеграцию в действии. При этом такая интеграция становится доступной сознанию деятеля только после «аналитической тренировки», многократного «прохождения» мыслью отдельных контекстов действий (а также их элементов) и многократного установления связей между отдельными смыслами действия. Усвоенное таким образом, интериоризированное знание становится силой – уже непосредственно в ходе деятельности по стандарту T.I.C.O.P.
F.O.C.A.M >> T.I.C.O.P.
8. Смыслы, управляющие избранной НСД, субъект получает в результате анализа этой НСД: своей либо чужой. Помочь ему в анализе может ИС, которая фиксирует типовые смыслы – или смыслы, зафиксированные субъектом ранее: в знаках текста, изображения, видео, аудио, специального кода. На практике, по ходу действия (в режиме in flow of work) представленные в ИС смыслы трансформируются в смысловые ключи-стимулы «нового» действия субъекта. ИС помогает субъекту интериоризировать эти знаки-смыслы в момент действия – для повышения сознательности этого действия и, в конечном счете, для его эффективности.
Искать, открывать и распределять смыслы мы будем по «девятке» (числовая парадигма F.O.C.A.M.), а гнать смыслы к цели–осуществлять по ним конкретные действия и создавать из них продукт –мы будем по «восьмёрке» (числовая парадигма T.I.C.O.P.).Погнали!
M >> T. Метод – в Технологию
Метод в действии получает цельность технологии только в авторском исполнении. Деятель должен прежде всего намереваться действовать технологично, то есть использовать в деле необходимые, на его взгляд, методы, методики, техники, приемы, ходы, решения и т. п. Ключевую роль в этом играет интерфейс Личной технологической карты (ЛТК).
Человек, так или иначе, осознает свои действия, причем это осознание не какая-то чисто ментальная рефлексия, а фиксация в памяти определенных интенций, чувств, эмоций, ощущений. Действие может сопровождать знак, комплекс знаков, и в этом случае фиксация становится «прочнее».
Память действия субъекту становится легче восстановить впоследствии – через знак, через информацию об этом действии. Это восстановление в памяти может идти через ключевой стимул, возвращающий к исходной ситуации действия либо через произвольный (заданный) стимул (см. примеры) – либо через непроизвольный (случайный) стимул.
Инофрмационная система (ИС), в частности LXP, возвращает к известной субъекту ситуации действия, отдельному аспекту или элементу этой ситуации через произвольный (заданный) стимул: именно так реализуется идея технологичного действия. ИС предоставляет деятелю выбор и помогает управлять выбором до, после и по ходу самой деятельности. Чтобы добиться от деятеля точного действия, нужно сузить ему смысловое поле выборов. Чтобы добиться этого в действии (T.I.C.O.P.), деятелю необходимо максимально интенсивно фиксировать смысловые аспекты действия, смысловые точки действия (F.O.C.A.M.), а значит – по возможности создавать описания своих действий или как минимум отвечая заданному описанию по Протокарте НСД. Интерфейс LXP должен дать возможность сделать это с максимально возможной эффективностью: фиксировать в описании действия максимум точек, затрачивая на это минимум времени. Определение элементов прагматической ситуации, факторов, действующих на выбор решения, ведется в ИС с привязкой к методике решения конкретного кейса (F.O.C.A.M.).
В свою очередь, в фазе непосредственно действия ИС как бы дает пользователю «обратную связь»: по запросу она предлагает активировать в сознании деятеля определенные точки смысла, включенные в соответствующие контексты действия. Функционал ИС содержит опцию построения личной технологической карты (ЛТК) субъекта – скомпиллированной субъектом из анализа собственных произведенных ранее действий, анализа действий других субъектов (включая ЛТК других субъектов), профиля дела, групповой технологической карты (ГТК) дела. (Примеры ЛТК в деятельности субъекта – специалиста по внутренним коммуникациям организации – приведены здесь.) ЛТК – это отправная точка для реализации стандарта T.I.C.O.P. непосредственно в действии, максимальный объем возможных смыслов действия, охваченных прагматически. На следующих этапах действия по стандарту T.I.C.O.P. субъект осуществляет прагматический отбор и выбор смыслов из этого объема, суживая фокус своего внимания действия.
A >> I. Аналитика – в Идею (идеи)
Идеи – это смыслы, которые осознаются субъектом действия уже не в Методе, и уже не в Технологии – а непосредственно в смысловой среде действия. Если субъект видит смысл, представленный в интерфейсе ИС в форме того или иного контента (знака), это не идея, это – элемент Технологии. Если же он видит этот смысл как ориентир своих действий, ориентир для действий сознания в смысловом поле избранной деятельности, – это уже идея.
Идеи нужны сознанию для генерирования энергии действия, и одних только идей по образу результата и связанного с ним образа действия будет недостаточно. Если деятельность ведется на 9 подуровнях (см. протокарту НСД) на каждом из этих подуровней «находятся» свои идеи, идеи одного подуровня не похожи на идеи другого подуровня. Соответственно, эти разноплановые идеи необходимо аранжировать. Аранжировка представляет собой управление энергией действия посредством включения идей как стимулов и ориентиров этого действия (см. пример нашего методического подхода к аранжировке). Стандарт F.O.C.A.M. помогает субъекту дифференцировать идеи, разобраться в их содержании, уяснить их роль в своей профессиональной, экзистенциальной и социальной стратегии; стандарт T.I.C.O.P. организует эти идеи в конкретной ситуации действия – для внутреннего стимулирования, для генерирования энергии действия. В этом плане мы хотим подчеркнуть важнейшую роль идей в деятельности субъекта, которая редко учитывается в методическом сопровождении деятельности:
Идеи нужны субъекту именно как стимулы действия, сознательного действия. В пределе сознательности идеи выступают как приказы действия, команды намерения, и в этом отношении они являются исключительными по своей эффективности «мотиваторами».
Субъект способен аранжировать найденные (открытые им) стимулы исходя из того, на каком подуровне в тот или иной момент он осознает свои действия. Аранжировка как методический принцип нужна для того, чтобы субъект не терял энергетический баланс деятельности, чтобы не возникало «перекоса» в сторону какого-либо одного подуровня. То есть, например, человек, фокусирующийся исключительно на профессиональных аспектах своего дела и не замечающий его социальные аспекты, рискует создать проблемы коллегам и руководству (срыв сроков выполнения дела может быть таким примером).
Личные технологические карты (ЛТК) субъекта по избранным видам деятельности (конкретным делам), скомпиллированные в ИС, и являются инструментом такой аранжировки.
Еще одним средством аранжировки может служить карта «Ловушки на идеи», помогающая субъекту генерировать энергию действия, используя идеи как стимулы в конкретных делах.
C >> C. Кейс абстрактный – в Кейс конкретный
Нужную для дела идею субъект-деятель способен открыть в кейсе. В кейсе – как в примере реализации той или иной идеи. Именно поэтому методически поиск идей должен предшествовать (условно) поиску примеров, иначе этот поиск окажется расфокусированным и, соответственно, малоэффективным.
На практике в любой НСД примеры, образцы, так называемые референсы, имеют огромное значение. Идея ухватывается через пример, однако в этом качестве не обязательно должен выступать пример из схожей деятельности. Полет птицы может быть «примером», движение поезда в метро, поведение человека на улице, случайный кадр из телевизора…
Сознание человека «всеядно», оно способно «вытащить» нужный смысл из любого «источника», однако сознание должно быть настроена на такую «охоту».
Пример, образец помогает субъекту найти нужный образ действия – но это должен быть такой пример, которому хочется подражать. В примере, которому хочется подражать, деятель видит идеальную схему, прообраз будущего продукта, который он намерен реализовать. В этом плане сила идеальной схемы сливается с силой намерения, с энергией деятеля, это энергийный процесс.
Идеи не принадлежат субъекту, они не могут ему принадлежать в принципе. Идеи не принадлежат людям. А вот кейс – как энергетический факт – всегда имеет конкретного автора (авторов), участников события, и в этом смысле он «принадлежит» этим людям, оформлен энергией их действия. В этом отношении кейс в T.I.C.O.P. выступает в качестве «живого примера» реализации той или иной идеи. В кейсе отобранные «ранее» смыслы технологии переводятся субъектом непосредственно в среду действия. Благодаря этому эти смыслы находят свое отражение в материи (в меоне, как сказали бы неоплатоники).
В стандарте T.I.C.O.P. содержание кейса отсылает к тому же кейсу-событию, что и содержание кейса в стандарте F.O.C.A.M. Однако в методическом материале, посвященном кейсу-событию, в T-стандарте содержатся данные личного опыта субъекта не только по профессиональным, «объективным», подуровням действия, как в F-стандарте, но также данные экзистенциального и социального опыта субъекта, полученного им в исходном кейсе-событии. При этом функции самого методического материала, элементов его содержания, тоже меняются: абстрактный кейс со смысловыми «точками» события, отсылками к различным аспектам (фрагментам) этого события, превращается в поле выборов конкретного дела, которое субъекту нужно вести здесь и сейчас – в новом событии. Сознание деятеля, восстанавливая в памяти образ знакомого (в том числе и своего собственного) действия, переводит в субъективном времени этот образ из прошлого в «здесь и сейчас». Прошлое (опыт) сливается с будущим (образом продукта) в настоящем (образе деятельности).
Память о действии, которая фиксируется по стандарту F.O.C.A.M., переходит непосредственно в энергию действия, осуществляемого по стандарту T.I.C.O.P. Действие – всегда энергетический факт, который оставляет в сознании деятеля свой отпечаток. Так образуется память о новом действии, новом кейсе-событии.
Чем интенсивнее действие, чем больше смыслов задействуется в нем – тем больше энергии «прокачивается» через деятеля. Соответственно, чем больше энергии – тем ярче действие и тем четче память о нем. И чем больше энергии содержится в воспоминаниях о каком-либо одном совершенном действии – тем больше сходных, «оформленных» в разных других кейсах элементов действий это воспоминание способно «воспламенять».
Феномен кейса-события состоит в том, что он придает выполненным действиям особый аспект: их естественную законченность во времени и пространстве, оформленные рамки, границы. Благодаря законченности любого действия-кейса, сознание субъекта способно «путешествовать» по разным действиям-кейсам – с целью поиска релевантной информации о необходимых в конкретном деле элементах пройденных кейсов. Существование конкретного кейса-события в опыте субъекта позволяет сознанию как бы «приземлиться» на него, внутренне очертить зону поиска релевантных текущему действию смыслов.
O >> O. Операции осознанные – в Операции осознаваемые
Мы полагаем, что любая профессиональная операция – непосредственно в действии – имеет психологическую подоплёку: в сознании субъекта-деятеля, в его психике эта операция существует (именно существует!) как определенное психическое содержание.
Каждое действие субъекта обладает дифференцируемыми внутренними качествами, которые могут быть поняты как дифференцируемые качества его внутренней энергии (энергии действия). Образно говоря, каждая операция субъекта-деятеля «рождается» из определенной энергетической формы, которую тот может зафиксировать своим сознанием – так, чтобы впоследствии сознательно (своим сознанием) эту форму актуализировать и длить в новом действии. Мы исследуем «психологические карты» операций НСД, которые могут помочь субъекту-деятелю настроить фокус внимания на психологическое (энергетическое) содержание операции – в экзистенциальной плоскости избранной им деятельности, в том числе профессиональной деятельности.
Операции можно считать элементами, а лучше – «слоями» действия: и во временном, и в смысловом плане. Операции требуется вначале осознать: выявить в практической деятельности, дифференцировать, найти «точку сборки» операции – в памяти, в энергетической памяти, памяти действий и внутренних (психических) состояний – параллельных действию. Осознание предполагает определение – через знак (слово, изображение, видеосюжет); впоследствии этот знак (операции) трансформируются в знак-стимул (соответствующей операции). При переходе от F.O.C.A.M. к T.I.C.O.P. эти знаки-стимулы могут генерировать энергию деятеля непосредственно в действии, в настоящем: через свои обозначения операции должны стать осознаваемы в действии. Через разноплановые операции действия и, соответственно, разноплановые стимулы к действию субъект-деятель учится управлять своей энергией действия, а значит, своей энергией в целом. Операции – это «силы» субъекта в его битве за контроль над собственной энергией, его битва за правду, за подлинную реальность, свободную от внутренних подмен.
9. Стандарт T.I.C.O.P. помогает субъекту управлять энергией действия не только в профессиональной, но также в экзистенциальной и социальной плоскости деятельности, актуализировать различные способности человека в этих плоскостях.
Управлять энергией действия означает:
T. (технология). Действовать в рамках технологии – принять решение и реализовать его в действии. Быть способным осуществить поиск нужной для дела технологии, нужного элемента технологии; направить внимание и способности понимания на содержание нужного знания; установить эти знания в качестве требований к осмыслению заданного в деле фрагмента действительности; использовать эти знания в качестве опор для инициации процессов опознания и осознания смыслов, а также смысловой коммуникации (воплощения и выражения открытых смыслов) по ходу дела.
I. (идея). Использовать содержание разнородных технологий, разнородных элементов технологий для выхода сознанием на идею, идеи, комплекс идей, необходимых в деле. Быть способным привлекать идеи – энергетически; быть в состоянии удерживать образ идеи – для включения идеи в дело; уметь осуществлять прагматический выбор между конкурирующими в сознании идеями; владеть техникой адаптации нужных идей в среду дела, в «тело» выполняемой задачи.
C. (кейс). Соединить в кейсе все энергетические потоки действия: намерения, смыслы, чувства, ощущения, интенции. Внедрить эти потоки в среду дела, в «тело» выполняемой задачи; добиться сознанием четкой фокусировки на образе продукта в ходе прагматического моделирования будущего результата дела; контролировать реакции среды, направляя их на решение задачи, на воплощение найденной идеи, найденного образа продукта; поддерживать энергетический баланс дела симультанным восприятием дела на всех девяти подуровнях деятельности.
O. (операция). Увидеть дело на уровне операций, на уровне конкертных действий. Быть способным концентрироваться на точке действия, фокусируясь при этом на смысловой составляющей этого действия (см. пункты выше); использовать опыт тела: навыки, интуицию, «прямое действие» – без вмешательства ума; «подключать» энергию действия через субъективные психологические аспекты избранного действия (ПАИД), контролируя тем самым делание через неделание; «сливаться» с Миром через осознанное действие (образ действия), исключать свою личность (Эго) из процесса получения идеального результата дела.
P. (продукт). Обеспечить производство качественного продукта деятельности, в деле – решения этого дела. Энергетически управлять производством нужного продукта (решения дела) означает фокусироваться на его прагматике: прагматике отношений со знаками в системе знаков (эстетика); прагматике отношений с заказчиками продукта в системе рыночных отношений (деньги, власть); прагматике отношений с коллегами в экосистеме коллектива (этика); прагматике отношений с Миром в конкретном деле – в рамках установленной субъектом общей, единой стратегии отношений с Миром (Дух).
10. Правило T.I.C.O.P. гласит: энергия действия нужна человеку для дела. Однако развернуть это правило можно и в другую сторону: дело необходимо субъекту для того, чтобы иметь возможность управлять энергией действия, то есть энергией в принципе. В управлении своей энергией, в сознательном с ней обращении, заключена не только тайна человеческого существа, но и вся его жизнь, качество жизни на практике: любой человек скажет, что «энергетический баланс» – это состояние силы, радости, счастья, связи с Миром или нечто подобное.
Организации (руководству) необходимо помнить, что организация дает человеку дело, а значит – возможность выйти на личный энергетический баланс, что в масштабах всего коллектива означает выход на энергетический баланс всего коллектива организации. Человеку необходимо помнить то же самое. И ценить. В понимании этой ценности и состоит ключевое соглашение между субъектом и организацией, именно это соглашение является исходной точкой для построения реальной культуры дела в организации, и вообще – для построения какой бы то ни было корпоративной культуры.
11. Способности человека в экзистенциальной и социальной плоскости деятельности:
1. Владение намерением – ощущением воли, активирующим энергию человека на действие. В пределе намерение ощущается человеком как приказ Мира, как неличная необходимость, и тогда человеку удается неделание вместо делания, а его энергия сливается с энергией Мира.
2. Способностью подключать разнообразную, всю возможную внутреннюю мотивацию к действию («Всё в топку!»), включая игровые, социальные, экзистенциальные и личные мотивы и стимулы.
4. Владение ментальными формами образа действия – отдельными аспектами действия, представляющими собой абстрактные – ментальные – ощущения, которые деятель вкладывает непосредственно в свое действие. «Ментальные ощущения» смысла действия можно передать только через метафору, то есть через какой-либо «видимый» материальный контекст. При этом способность к такой передаче означает то, что человек хорошо владеет данной ментальной формой, понимает ее и способен переносить из контекста в контекст, в том числе из одного контекста действия в другой контекст действия. В связи с этим выявляется важнейшая роль рефлексии по своим действиям в художественном ключе – для передачи ментальных форм новым контекстам с помощью художественной метафоры.
5. Владение операциями сознания (данными в оппозиции), представляющими собой «ловушки» на ментальные формы образа действия (эти операции сами являются ментальными формами – первого порядка).
6. Владение интенцией – способность видеть абстрактную цель в действии, устремляться к ней, захватывать ее и удерживать на ментальном уровне. Интенция удерживает действие в рамках сознательной стратегии действий.
7. Владение каналом чувства, состояния – «расширяющим» энергетический поток, формирующий контур энергетического факта действия. Чем больше энергии, тем больше ментальных форм способен привлечь деятель, а значит – тем больше будет переработано им информации при принятии решения на любом уровне действия, начиная с микроуровня.
8. Владение ПАИД, углубляющими и детализирующими контур энергетического факта действия; ПАИД, как чувства и состояния, привлекают ментальные формы и расширяют поле выбора субъекта на всех уровнях действия, в том числе и на профессиональном.
9. Способностью к поиску инородного («перпендикулярных» контекстов); способностью к осознанию, инсайту – с помощью четырех тактик внимания.
С помощью этих способностей индивид осуществляет перенос идеальной схемы (образ продукта деятельности) в материальную среду текущей деятельности, в соответствии с конкретными задачами, условиями и возможностями этой деятельности. Стандарт T.I.C.O.P. позволяет сфокусироваться на цели действия, а стандарт F.O.C.A.M. помогает деятелю максимально эффективно использовать в деле свой опыт через ум (ментальная память).
Обучение НСД не может быть успешным, если ограничиться разбором профессиональных аспектов деятельности в фазе ориентировки (стандарт F.O.C.A.M.). Чтобы научить человека непосредственно действовать, эффективно действовать в рамках задачи и условий среды, необходимо помочь ему овладеть рассмотренным выше компетенциям (стандарт T.E.C.O.P.), которые, по своей природе, являются психологическими компетенциями.
Добавить комментарий