«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

CMS LXP экзистенциального и социального опыта. Компетенции в НСД. Стратегии оперирования знаками смыслов: опознание, осознание и коммуникация. Плоскости деятельности субъекта: практик, индивидуум, социальный субъект. Протокарта НСД. Энергетические факты деятельности сознания.

1. В тексте Манифеста мы кратко охарактеризовали содержание каждого из девяти элементов Модели (Парадигма № 1) нестандартизированной деятельности (НСД). Далее мы перешли к их подробному рассмотрению и сейчас дошли до пятого. И здесь настало время задаться вопросом: что представляют собой элементы Парадигмы № 1 не в методическом моделировании НСД, а непосредственно в ходе самой НСД, в потоке деятельности?

2. Если отталкиваться от формата задач, может показаться, что речь идет об этапах, или фазах, деятельности, но это не так. Придав моделированию НСД то понимание, которое ориентировано на этапы, мы бы реализовали стандартный ход в традиционной парадигме обучения, но при этом оставили бы самого субъекта не у дел. Здесь, в принципе, мы должны задать ту же операцию сознания, что при переводе аналитического стандарта FOCAM в прагматический стандарт TECOP. В модели мы оперируем логикой анализа НСД, которую нужно перевести в нечто более «скоростное», интенсивное и емкое – в самой НСД.

Действуя аналитически, мы обязаны задать последовательность в раскрытии элементов содержания, что мы и делаем в нашем исследовании. Однако чтобы получить итоговый продукт нашей избранной НСД – модель НСД – мы должны управлять всеми ключевыми смыслами этой модели: держать их все в поле своего внимания. Цель нашего исследования (как НСД) состоит в том, чтобы получить прагматически ориентированную модель НСД, которая способна помочь субъекту на практике. А субъект – на практике – должен оперировать смыслами не последовательно, а симультанно. Следовательно, необходимо предложить субъекту такой инструмент НСД, в котором он может проводить сознанием собственные операции, опираясь на соответствующие знаки этих операций. В качестве такого инструмента мы предлагаем расширить поле элементов знания CMS LXP профессионального опыта за счет CMS LXP экзистенциального и социального опыта.

Задача № 5:

Сформировать поле выборов по операциям (компетенциям), которые задействует субъект в конкретном деле. Расширить поле выбора операций (компетенций) сознания за счет включения экзистенциальных и социальных компетенций субъекта. Определить таким образом «полную» прагматику НСД, а не только блок профессиональных интенций.

Форма моделирования № 5

CMS, контент в которой распределен по девяти компонентам-подуровням НСД

3. Содержание продукта деятельности формируется человеком (практиком, индивидуумом и социальным субъектом) в соответствии с его выборами, а выборы, безусловно, определяются возможностями субъекта, то есть его компетенциями. В парадигме процедурного знания компетенции это, по сути, инварианты операций.

Под компетенциями в НСД мы понимаем определенные функции, действия, операции сознания субъекта-деятеля, которые тот может генерировать по ходу создания продукта НСД целенаправленно.

4. Поскольку образ продукта НСД, а зачастую и сам итоговый продукт НСД, в ходе НСД представляет собой комплекс знаков (значений) смыслов, то и компетенции в НСД проявляют собой устойчивые, воспроизводимые, инвариантные операции со знаками (значениями) смыслов. Целевой характер этих операций, а также возможность обобщения ряда операций мы отражаем в понятии: стратегия оперирования знаками смыслов, или кратко: «стратегия субъекта».

Мы выделяем стратегии оперирования знаками смыслов с целью выявления в конкретном деле, в избранной НСД: а) инвариантных позиций смыслов (отбор) и б) вариантов самих смыслов на инвариантных позициях (выбор). Знаки смыслов необходимы для включения в деятельность, для получения в конечном счете успешного продукта деятельности.

5. Мы исследуем три такие стратегии (уровни НСД): стратегию опознания элементов действительности (или деятельности), стратегию осознания элементов действительности (или деятельности) и стратегию коммуникации человека в ходе деятельности – с другими людьми, обществом или с Миром (Богом, Духом, Абстрактным).

(О стратегии осознания и стратегии опознания в деятельности по созданию текста см. здесь.)

6. Работа над продуктом начинается с создания образа продукта, поэтому можно, наверное, сказать, что вначале субъект вовлекается в стратегию опознания. Субъект должен произвести ориентировку в контекстах действительности. Он отображает в своем сознании ту часть действительности – элементы ситуации и ситуацию в целом, которую необходимо отобразить в ходе трудовой деятельности.

Опознание – стартовый момент работы сознания в деле. Операции со смыслами в стратегии осознания можно вести только в те моменты деятельности, когда стратегия опознания не приносит нужный результат.

В стратегии осознания субъект восстанавливает недостающие элементы действительности: то, что не дано прямо как элементы, которые можно опознать. 

7. В стратегии коммуникации субъект переходит к материализации смыслов продукта посредством знаков, используя свои познания и компетенции в соответствующих знаковых системах, определяющих систему свойств и функций продукта, а также технологические операции по созданию этого продукта.

Стратегию коммуникации можно реализовывать комплексно со стратегией оПознания; однако в этом случае «потеря» компонента оСознания приведет к тому, что деятельность перестанет быть нестандартизированной и станет стандартизированной. Любая избранная НСД потенциально содержит в себе компонент оСознания. Если субъект не реализует компонент оСознания в НСД, он и не действует в полной мере; такую «деятельность» можно определить как халтуру.

Коммуникация означает выражение образа продукта НСД через выраженный образ деятельности. В конечном счете образ продукта находит выражение в самом продукте. Если действие не включает в себя компонент коммуникации, дело по факту не сделано.

8. Парадигма вариантов развития дела из точки оПознания:

  1. Опознать – не осознать – не коммуницировать: дело не сделано
  2. Опознать – осознать – не коммуницировать: дело не сделано, однако исходное дело может трансформироваться в иное дело.
  3. Опознать – не осознать – коммуницировать: дело сделано, но не с энергией НСД; субъект –  исполнитель, не реализует профессиональные возможности; дело теряет в энергии, продукт теряет в качестве.
  4. Опознать – осознать – коммуницировать: дело сделано, с энергией НСД; субъект – деятель, реализует профессиональные возможности; дело не теряет в энергии, продукт не теряет в качестве.

9. Продукт НСД представляет собой комплекс значений, знаков. Прагматика продукта определяется отношением «человек – знак». Соответственно, «человек» в этом отношении может быть представлен в трех ипостасях, каждая из которых задает определенную плоскость деятельности субъекта, а именно: 1) как практика (специалиста, профессионала) в определенной области трудовой деятельности – профессиональная плоскость;
2) как индивидуума, отражающего в продукте свой бытийный, экзистенциальный, опыт – экзистенциальная плоскость;
3) как социального субъекта, члена общества, формирующего в ходе деятельности социальные связи и отношения – социальная плоскость.

10. Эти три функциональных плоскости реализуются в любом виде трудовой деятельности, независимо от того, выделяет их субъект осознанно или нет.

11. Каждая из трех плоскостей деятельности может сочетаться с каждой из трех стратегий оперирования знаками смыслов (см. п. 11 выше). Соответственно, образуется парадигма из девяти компонентов НСД (подуровней деятельности), где под компонентом НСД мы понимаем сочетание одной из трех плоскостей (уровней) деятельности с одной из трех стратегий оперирования знаками смыслов.

12. Компоненты НСД находят свое выражение в знаках, которые продуцируют вовлеченность субъекта в НСД. Знаки человек воспринимает последовательно, однако сама деятельность ведется субъектом по всем девяти компонентам, на всех девяти подуровнях, симультанно.

Парадигма компонентов НСД (по девяти подуровням деятельности)

Плоскость НСД
_________________
Стратегия (уровень НСД)
Профессиональная
Образ дела (элемент)
Для дела
В технологической среде
Экзистенциальная
Образ Мира (идея)
Для Мира
В Мире
Социальная
Образ себя (сторона)
Для людей
Среди людей
оПознание
Профессиональное опознание (ПП-компонент)
Экзистенциальное опознание (ЭП-компонент)
Социальное оПознание (СП-компонент)
оСознание
Профессиональное осознание (ПС-компонент)
Экзистенциальное осознание (ЭС-компонент)
Социальное оСознание (СС-компонент)
Коммуникация
Профессиональная коммуникация (ПК-компонент)
Экзистенциальная коммуникация (ЭК-компонент)
Социальная коммуникация (СК-компонент)

13. Под вовлеченностью выше (п. 12) мы понимаем не только психологический аспект деятельности субъекта, но и его организационные возможности, то есть те возможности, которые предоставляет субъекту как своему сотруднику его организация. Так, деятельность в профессиональной плоскости (элементы №№ 1, 4, 7 Парадигмы) субъект способен вести, при необходимости, самостоятельно; деятельность в экзистенциальной плоскости (элементы №№ 2, 5, 8 Парадигмы) раскрывается только с вовлечением в НСД других людей, например коллег в малом коллективе или заказчиков продукта НСД; а социальная плоскость НСД (элементы №№ 3, 6, 9 Парадигмы) полноценно задействуется лишь в масштабах организации (компании, предприятия, учреждения, франшизы etc.) – через технологически выстроенные внутренние коммуникации, а именно – через Информационную систему комплексного психологического сопровождения организации.

14. Протокарта НСД (по парадигме компонентов деятельности) для применения в ходе деятельности

Профессиональное опознание (ПП-компонент). Реализация имеющихся знаний, умений и навыков. Трудовая деятельность не требует увеличения объема профессиональных компетенций. Выбор делается из известного.
Экзистенциальное опознание (ЭП-компонент). При решении задачи человек задействует привычные связи между известными элементами информационного поля, воспроизводит знакомые бытийные контексты. Деятельность ведется в рамках заданной парадигмы смыслов, используются очевидные возможности – профессиональных инструментов, карьеры, социального окружения и так далее.
Социальное опознание (СП-компонент). Субъект имеет дело с повторяющимися связями и отношениями в работе. Описание социальных феноменов, причин и следствий человеческих поступков, анализ поведения людей, фиксация любых других элементов картины общества происходят на основе уже использованного ранее знания.
Профессиональное осознание (ПС-компонент). Исследование. Обучение, и в первую очередь самообучение, новому в профессии, в практике, в деле. Детализация задач. Систематизация данных. Рационализация и профессиональные открытия.
Экзистенциальное осознание (ЭС-компонент). «Предметом» исследования субъекта становится деятельность собственного сознания. Открытие субъектом в отрезке действительности смыслов, значимых лично для него. «Перенос» смысла из контекста в контекст: поиск энергии инородного.
Социальное осознание (СС-компонент). Выделение абстрактных ядер поступков, взаимодействий, социальных ситуаций. Поступки. Чувства. Преобразование страдания. Мысленный сторителлинг по ходу деятельности. Актуализация смыслов карьеры. Польза обществу: поиск путей.
Профессиональная коммуникация (ПК-компонент). Формирование образа продукта как комплекса знаков (значений). Выражение символических смыслов (архетипов) в локальных профессиональных контекстах, включение выраженного смысла в избранный символический ряд. Реализация профессиональных намерений. Адаптация образа продукта к условиям ситуации, воплощение комплекса значений в материальной среде. Использование элементов знаковой системы, в которой создается продукт, как ответ на те или иные требования заказчика продукта. Продукт деятельности как социальный феномен, как комплекс социальных полезностей.
Экзистенциальная коммуникация (ЭК-компонент). Отношения человека с Миром в контексте деятельности. Психические состояния по ходу деятельности во всем их многообразии. Авторские техники в области экзистенциального поиска (например, Е-81).
Социальная коммуникация (СК-компонент). Образы. Роли. Следование коммуникативным задачам в отдельных актах коммуникации. Коммуникация с коллегами (партнерами) по ходу создания продукта. Элементы наставничества. Целевая композиция коммуникации (например в рамках проектной схемы). Контроль своего поведения, анализ этических ошибок (фактов проявленного неуважения), предохранение от ситуаций, вызванных нарушением этических норм. Адаптация к законам организации, коллектива, профессиональной среды.

15. Таким образом, мы получили ответ на вопрос пункта 1, данного в начале этой статьи. Парадигма № 1 непосредственно в ходе самой НСД, в потоке деятельности, раскрывается как Протокарта НСД (парадигма компонентов деятельности). Протокарта НСД представляет собой инструмент управления намерениями и вниманием субъекта в ходе избранной НСД.

Именно через осознание своих намерений субъект способен контролировать поле внимания своей деятельности. Перемещение фокуса сознания, точки внимания субъекта, между уровнями и подуровнями деятельности позволяет осуществлять по ходу деятельности операции сознания, соотносимые с каждым из этих подуровней. Контроль над операциями сознания представляет собой величайшую методическую ценность.

16. Сам переход между уровнями задает энергетический контур деятельности. Энергетически, суть деятельности – в дельте, в переходе, в необходимости перехода от опознания к осознанию (субъективно нового в данном контексте) и от осознания к коммуникации (к выражению, материализации комплекса знаков в продукте деятельности). Именно при переходе с одного уровня НСД на другой субъект реализует потенциал своего личного энергетического контура, гармонизирует баланс психической энергии. По сути, этот же дельта-переход мы имеем в случае перемещения фокуса внимания между любыми точками смысла деятельности, то есть по ходу любых операций отбора и выбора.

17. Когда субъект в своем сознании производит отбор или выбор по ходу деятельности, он действительно производит отбор и выбор. Отборы и выборы, включенные в дело, являются энергетическими фактами. Если же человек не ведет деятельности, «сделанные» им отборы и выборы являются фикцией, манипуляцией ума. Отборы и выборы в ходе деятельности генерируют психическую энергию субъекта. Отборы и выборы, оставшиеся лишь в плоскости ума, не генерируют энергию.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *