«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

CMS LXP. Методический подход к операциям сознания. Искусственный интеллект в НСД. Ввод и вывод данных в CMS LXP. Классы информационных объектов в системе. Связи и отношения между объектами. Интериоризация знаний. Принципы работы с информацией в CMS LXP. Два типа НСД. Функции Левой колонки. Отличия ЛТК от брифа. Связь элемента задачи с элементом решения. Отбор, выбор и стыковка смыслов. Индексирование элементов CMS. Вывод данных на этапе анализа. Самоконтроль субъекта на трех уровнях НСД.

1. Раскрывая содержание Парадигмы НСД мы к этому моменту описали профессиональную, экзистенциальную и социальную плоскости деятельности в контексте реализации стратегий опознания и осознания технологических узлов (смыслов) деятельности. Сформулируем вкратце возможности, которые возникают у субъекта-деятеля в ходе реализации данных стратегий:

  1. Распознавать намерения других людей и выбирать те из них, к которым можно подключать свои собственные намерения; определять в необходимом деле свои личные намерения, тем самым сохраняя независимость и автономность от чужих намерений, чужих смыслов, которые субъект не считает нужным разделять и которые при этом навязываются субъекту с разной степенью агрессивности.
  2. Научиться действовать параллельно (симультанно) на нескольких уровнях действия; научиться определять для себя необходимый минимум подуровней в каждом деле; интериоризировать и включить в личный опыт ключевой принцип НСД: нужный результат в деле нельзя получить изолированно на каком-то одном уровне действия, он приходит только в ходе сознательной деятельности на всех уровнях, актуальных для конкретного действия.
  3. Получить продукт в том виде, который требует ситуация (включая личные – экзистенциальные и социальные – аспекты ситуации); а значит, получить максимум пользы от такого качества продукта: материальное одобрение со стороны заказчика или Организации (вознаграждение, карьера), признание со стороны коллег, развитие компетенций, простое человеческое удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  4. Использовать дело как средство выхода из наиболее психологически разрушительного для субъекта состояния – состояния самопоглощенности.
  5. Внести свой вклад в деятельность человеческого вида – отвечать намерениям Мира (Духа, Бога, Абстрактного) через разумную, сознательную деятельность.

2. В избранной НСД необходимо раскрыть еще один уровень, требующий фокусировки внимания субъекта-деятеля: уровень (стратегия) коммуникации. Мы вышли на компонент «коммуникация в профессиональной плоскости»,  здесь мы исследуем этот компонент (подуровень НСД) как коммуникацию субъекта с информационной системой CMS LXP по узлам технологии избранной НСД.

Полноценное вовлечение субъекта в НСД, то есть симультанное оперирование данными по всем девяти подуровням НСД, методически обеспечивается использованием специальной информационной системы, которую мы определили как CMS LXP. Это означает, что в ходе избранной НСД субъект использует данную CMS LXP как оператора знания. CMS выполняет, по сути, функцию логистической платформы, хранящей и доставляющей элементы информации, востребованные по определенному «адресу» в нужный момент. На уровне коммуникации (части  7, 8, 9 исследования) CMS должна обеспечить «доставку» смыслов субъекту по ходу деятельности explicite.

Коммуникация в целом – это выраженный уровень деятельности, здесь сознание субъекта действует уже не только симультанно, но и с определенной последовательностью. Последовательности действий отражаются в интерфейсе CMS, который субъект может задействовать в качестве инструмента НСД и проводить через него тот или иной объем операций. Прагматическое моделирование в идеале предполагает тотальный характер использования CMS LXP, при котором до ста процентов операций НСД проводятся через технологическую платформу знаний.

3. На 7-м подуровне моделирования НСД (профессиональная коммуникация) мы стартуем с задач планирования НСД с помощью CMS. Мы должны начать с ориентировки субъекта-деятеля в узловых смыслах, необходимых для предстоящей избранной деятельности. Система должна начать ориентировку субъекта в профессиональной плоскости НСД. Необходимо построить обмен данными между субъектом и Системой в этой плоскости.

Задача №7:

Ввести в практику НСД формирование брифа по каждому профессиональному делу субъекта с учетом полного комплекса данных прагматической ситуации. Разработать концепцию интерфейса Личной технологической карты (ЛТК) по избранному делу в формате коммуникации субъекта-деятеля с содеятелями и с Искусственным интеллектом в CMS LXP.

Форма моделирования № 7:

ЛТК в личном кабинете пользователя CMS. Левая колонка интерфейса: управление вниманием по ходу деятельности, функция памятки в момент действия. Правая колонка: выбор из сетки технологических узлов НСД, создание образа НСД и продукта НСД, алгоритмы перевода задачи в решение.

4. Мы настойчиво напоминали о симультанном характере работы сознания – пришло время заняться этим ключевым для методиста вызовом вплотную. Дело в том, что в господствующей методической традиции люди заняты исключительно сукцессивной инвентаризацией смыслов; эта традиция не может предложить ничего иного и в качестве метода действия. Методисты старой школы эту проблему попросту не замечают, настолько сильна инерция общественной мысли. Попробуем преодолеть эту инерцию.

5. Инструмент методики, ориентированный на симультанный характер работы сознания, должен обеспечить нужную интенсивность работы с потоками данных. Человек в ходе деятельности и методист в сукцессивной методичке, развертывающей бесконечные рассуждения и классификации, не совпадают прежде всего в скорости обработки, фильтрации, распределения и систематизации данных.

6. Соответственно, первое, чем должен обладать информационный помощник субъекта-деятеля, это скоростью, примерно соответствующей скорости мышления субъекта в ходе деятельности. Мы должны найти способ сократить время обработки элементов знаний, релевантных текущим запросам субъекта в ходе деятельности. Для этих целей

Мы проектируем информационную систему, в которой операции сознания субъекта в ходе НСД трансформируются в операции с элементами баз знаний информационной системы – декларативного и процедурного типа. Операции сознания актуализируют элементы знания процедурного типа. Актуализация знаний субъекта по ходу НСД отображается в системе как сгенерированный поток данных, образованный связями и отношениями между элементами (объектами) системы.

Система содержит различные алгоритмы генерации, обработки и вывода данных. При разработке концепции такой системы мы нацелены на поиск путей подключения искусственного интеллекта (AI) к обработке этих данных и вывода результатов этой обработки в пользовательский интерфейс, помогающий субъекту находить нужные решения по ходу избранной деятельности.

7. Второе, мы должны найти способ кодирования информации, соответствующий работе сознания на высоких скоростях. Мы должны задействовать ключевой «механизм» работы сознания со смыслами, с информацией, заложенный в нас природой – или кем-то (чем-то) еще. Кодирование информации должно быть ориентировано именно на этот «механизм». Здесь нам должна помочь теория символа, которой в течение всей жизни занимался выдающийся русский мыслитель А. Ф. Лосев, и к которой мы уже не раз обращались по ходу исследования.

8. И, наконец, третье.

Мы должны научиться сами и научить других фиксировать и закреплять в сознании те пути, которыми это сознание проходит (или, скорее, «пролетает») в поисках решения той или иной задачи, достижения той или иной цели. Мы должны материализовать эти пути в знаках и найти возможность воспроизводить их – через знаки.

Кроме того, необходимо получить инструмент, комплекс средств, способных  направить сознание по нужному, то есть соответствующему цели, пути. Причем речь идет не только о повторении личного опыта (когда субъект делает то, что раньше делал он сам), но и об интериоризации чужого опыта (когда субъект делает в первый раз то, что до него делали другие). В этом отношении нужно разработать методический подход к операциям сознания, научиться «тренировать» внимание в деятельности по требуемому в ходе НСД алгоритму.

Скорость. Предпосылки для интеграции с AI (функция обработки данных)

9. Поиск информации в LXP строится на основе поисковых  алгоритмов с выводом данных, релевантных задаче, на основе введенных параметров задачи / вопроса / ключевого слова; на помощь также приходят генеративные алгоритмы по подбору элементов и метаэлементов содержания, релевантных задаче.

10. Каждый алгоритм, генерируемый Системой, сопровождается выводом в интерфейс пользователя конкретных контент-блоков методического, вовлекающего или, например, информирующего характера. Система задействует нужный алгоритм (и в итоге нужный контент) в результате обработки данных, которые она получает от пользователей в ходе избранной НСД. В целом Система может получать данные от пользователей тремя способами:

  1. Непосредственно в виде контента, поступающего через различные формы-сборщики (опрос, анкету, тест, упражнение, поле примера, поле для ввода того или иного элемента контента, например по методической парадигме, и т.д.). Определим его условно как внешний (фронтенд) поток данных.
  2. В результате анализа поведения пользователя в Системе, в том числе в операциях отбора и выбора элементов контента, устанавливая связи (линки) и взаимозависимости (рейтинги, веса) между элементами контента в отношении одного или комбинации пользователей. Определим его как поведенческий поток данных.
  3. В результате сравнения данных, на основе критериев общности и отличия дифференцированных позиций значений в Системе. Общим может быть дело, задача в деле, поле в анкете, контекст выбора, узел алгоритма действий и т.д. Отличием может быть субъект дела, исполнитель задачи в деле, текст в поле анкеты, выбор в контексте, вариант действия в алгоритме и т.д. Отличием также может быть модальность: времени (было – стало), реальности (план – факт), и в принципе любое условие (индекс), прилинкованное к дифференцированной позиции значений в Системе. Отметим, что критерий отличия может стать и критерием общности: если потребуется группировать данные по этому критерию. Определим такой поток данных как сравнительный.

11. Программирование тоже можно рассматривать как получаемые – только не от пользователей, а от разработчиков – данные: различные индексы и коды, формулы подсчета и распределения, архитектуру и структуру представления данных и т.д. и т.п. Назовем его внутренним (бэкенд) потоком.

12. Управление данными в системе необходимо начать выстраивать с выделения информационных объектов, классов объектов. Мы привели пример такого выделения в части 6, пп. 13-21. Формирование связей и отношений между объектами, свойствами и их комбинациями необходимо как для разработки эффективной методики дела, так и для формирования блока выводных знаний (контента CMS) по пользовательскому запросу уже непосредственно в ходе деятельности.

13. Ключевой принцип в распределении связей и отношений между объектами заключается в принципиальном их делении по трем «временным разрезам» дела: 1) этап формирования структуры задач дела (бриф, комплекс прагматической ситуации); 2) этап решения задач; 3) динамический (промежуточный) и финальный контроль качества, проверка на соответствие образа действия и образа продукта поставленным задачам.

14. Связи (линки) между объектами Системы могут быть направлены не только на интериоризацию знаний пользователем (на основе знаний декларативного  типа), но и на управление поведением пользователей (на основе знаний процедурного типа). В CMS LXP Организации необходимо моделировать связи (линки) разного типа.

  1. Линки интерфейса информационной системы: гиперссылки с объекта на объект, теги, индексы и т.д.
  2. Линки семантические: метафоры, инородные признаки в стратегии осознания, логические и диалектические оппозиции и т.д.
  3. Линки информационные (связь элемента знания с элементом опыта): инструкции, правила, рекомендации, обзоры и т.п.
  4. Линки опыта: общие триггеры – в действии, в восприятии и т.д.
  5. Линки воздействия: адресный приказ, совет (во времени здесь и сейчас), запрет и т.д.

Символ. Уровни развертывания знаний (функция представления данных)

15. Относительная сложность разрабатываемой нами концепции CMS вовсе не означает того, что мы должны озадачивать всей подобной архитектурой непосредственно пользователя Системы. Современные решения направлены на облегчение коммуникаций, в том числе и в процессе обучения. Об этом свидетельствуют продукты многих компаний, например Snapchat и Whatsapp. IT-компании заработали свои деньги не за счет горы дополнительных функций, а как раз наоборот. При этом

Облегчение коммуникаций мы понимаем как простоту пользовательского интерфейса, но ни в коем случае не как «простоту» самой информационной системы, в которой проходит эта коммуникация.

Многочисленные аспекты «коммуникации» субъекта-деятеля с CMS LXP, описываемые здесь нами, представляют собой требования к «начинке», к бэкенду Системы.

16. Удобство формы не означает простоту содержания. Это же касается и самой методики НСД. Культура дела требует скрупулезного рассмотрения и отработки самых разных вопросов: вовлечения, управления вниманием и интенциями, процессами интериоризации субъекта etc. Также и

Облегчение коммуникации, в том числе пользователя с Системой, не должно происходить за счет упрощения технологической стороны избранной НСД.

Система должна облегчить путь субъекта-деятеля в принятии комплекса точных, верных решений в ходе деятельности, и если Система не будет глубоко методически проработана, она будет не в состоянии выполнить свою задачу.

17. Главное особенность методической CMS, к разряду которых мы, естественно, относим CMS LXP, заключается в нацеленности на интериоризацию элементов ее содержания субъектом. Это содержание представляет собой не просто информацию для ознакомления. Базы знаний методической CMS функционируют для того, чтобы эти знания трансформировались в личное, внутреннее знание пользователей, и более того – в их профессиональный и жизненный опыт.

18. Одна из ключевых задач любого методиста состоит в том, чтобы найти и предложить субъекту пути интериоризации знания любого уровня сложности – как декларативного, так и процедурного типов.

Для методиста в CMS LXP – это «вечный» challenge, поскольку информационная система имеет, по сути, бесконечный потенциал развития. Здесь, в самом начале пути, мы постараемся сформулировать (и по возможности частично реализовать) лишь наиболее общие ключевые принципы работы с информацией в CMS LXP. Перечислим их.

  1. Принцип свернуто-развернутого знания, реализованный через привязку элемента знания к контексту знания; визуализация привязки в индексе.
  2. Принцип приоритета табличных и структурных форм представления знаний (топосные ряды, парадигмы, семантические матрицы, классификации, схемы, справочники etc.) как элементов верхнего уровня в иерархии форм представления знания (проще говоря, вначале идет таблица или структура с элементами, от которых уже идут гиперссылки на другой контент, например на описание отдельного правила или кейса).
  3. Принцип «всё есть энергия»: наделение слова-символа энергией через связи с другими смыслами; энергия необходима для «прорыва» смысла ключевого слова в опыт субъекта (психологическая основа интериоризации), для осознания его там.
  4. Принцип символа в управлении вниманием: ключевое слово «подтягивает» целые смысловые контексты, а через элементы этих контекстов – новые контексты; можно считать этот принцип методическим выражением принципа работы нейронных сетей.
  5. Принцип индексации элементов контента с детализацией, максимально возможной в конкретных условиях.
  6. Принцип психологизма восприятия при создании блоков информации (например, ориентировка на так называемое Число Миллера при структурировании семантических матриц и парадигм).

Методика. Интерфейс левой и правой колонки ЛТК (функция генерирования данных)

19. Первая принципиальная особенность методики в форме CMS заключается в возможности управлять форматами представления знания. Например, мы в Textzone.ru часто используем возможность вывести объект содержания в поле внимания субъекта просто по его названию, ключевому слову  – то есть в максимально краткой форме. Большинство узлов профиля дела уже хорошо известны субъекту, поэтому достаточно просто напомнить о них – включить в оперативное поле внимания субъекта. Таким образом, в в CMS можно создавать аналоги памятки, «шпаргалки» для предстоящей деятельности. ЛТК, по сути, и является такой памяткой – через которую по гиперссылкам можно выйти на подробности содержания нужного элемента знания.

20. Вторая принципиальная особенность методики в форме CMS состоит в возможностях многофакторной навигации по базам контента.

21. В интерфейсе CMS важно обеспечить простой, удобный алгоритм для связи элемента задачи в НСД и элемента соответствующего решения. Третья принципиальная особенность методики, основанной на использовании CMS, заключается в том, что

Задачи в системе формируется по тем же элементам содержания баз знаний, что и решения. Таким образом, в системе просто не существует дополнительного, по сути, лишнего перехода между экспликацией задачи и экспликацией решения. Выбор задачи в контент-системе –  это уже выбор элемента (приема, способа, хода) решения. Дополнительно возникает возможность контроля (как внутреннего, со стороны субъекта, так и внешнего, со стороны организации) технологической стороны деятельности – всё по тем же элементам задачи-решения.

22. Создание образа продукта и образа действия идет в соответствии с профилем дела по личной технологической карте (ЛТК) субъекта деятельности. Это означает, что субъект производит операции сознания по отбору, выбору и стыковке (слаживанию) смыслов (технологических узлов) деятельности. Субъект – в момент действия – должен интегрировать в своем сознании определенное количество таких узлов. Если мы переведем сказанное в плоскость CMS, мы должны будем сфокусироваться на определенных элементах контента, фрагментах баз знаний CMS, описывающих данные узлы технологии. Элементы контента при этом будут нести собой как декларативное, так и процедурное знание.

23. По скорости можно разделить НСД на два типа:

1-й тип НСД. Деятельность, в которой есть скачок скорости: от подготовки, планирования деятельности – к самой деятельности, непосредственно ходу действия. Пример такой НСД: урок учителя, продажа продавца, выступление перед аудиторией, работа режиссера на площадке, управление мероприятием, переговоры, консультация специалиста и т.д.

2-й тип НСД. Деятельность, в которой нет скачка между планированием, подготовкой и непосредственно самой деятельностью. Пример действий: работа по созданию текста, работа дизайнера, работа аналитика, работа редактора или монтажера и т.д.

24. CMS, как информационная система, способна отображать ключевые действия, которые осуществляет сознание субъекта, – при условии что субъект будет оперировать узлами технологии через элементы контента CMS.

В НСД 1-го типа такие действия ведутся на фазе планирования и анализа НСД, в НСД 2-го типа – на всех фазах, включая непосредственно создание продукта деятельности – комплекса знаков.

25. В контексте коммуникации, то есть экспликации деятельности, мы должны по-новому определить понятие прагматического моделирования.

Прагматическое моделирование – это управление нестандартизированной деятельностью, которое ведет субъект-деятель вместе с Искусственным интеллектом (AI) информационной системы.

При соблюдении каких условий возможно такое – совместное – управление? И на каком основании мы вообще привлекаем AI к управлению НСД?

26. Субъект должен уметь дифференцировать смыслы, которые он вкладывает в свою деятельность. Технически это означает создание подмножества отбора, подмножества выбора и управление связями между отдельными единицами смысла. И первое, что делает CMS – помогает зафиксировать эти подмножества и связи в знаках, в единицах контента. Фиксация помогает дифференциации: знак смысла дает сознанию как бы точку опоры, позволяет удерживать смысл для дальнейших операций с ним.

27. Здесь мы имеем дело с фундаментальным принципом функционирования человеческого знания и познания вообще, но

Субъекту важно сфокусировать свое внимание именно на точке действия: ЛТК дает такую привязку через точку опоры знания, максимально востребованного субъектом-деятелем в данный момент времени, с целью решения максимально конкретной задачи в рамках избранной НСД.

28. Мы говорим о функции «окна сознания», в которое выводится то знание, которое нужно оперативно задействовать. В CMS функцию «окна сознания» выполняет интерфейс оперативного управления НСД, который мы разделили (пока условно) на три колонки – левую, правую и центральную. Каждая колонка должна делиться дополнительно на три контент-блока: нижний, верхний и средний. Дадим нумерацию этих блоков в схеме ниже.

Выводимый контент на этапе подготовки НСД и на этапе контроля НСД (для 1-го и 2-го типа НСД)

Левая колонка. Образ деятельности
Центральная колонка. Образ мира и своего места в мире
Правая колонка. Образ продукта деятельности
ОВ-1. Отбор контекстов внимания деятелем
 
ОР-1. Отбор контекстов решения деятелем
ОВ-2. Отбор контекстов внимания содеятелем
 
ОР-2. Отбор контекстов решения содеятелем
ОВ-3. Отбор контекстов внимания Системой
 
ОР-3. Отбор контекстов решения Системой
ВВ-1. Поле выборов внимания деятеля
 
ВР-1. Поле выборов решений деятеля
ВВ-2. Поле выборов внимания содеятеля
 
ВР-2. Поле выборов решений содеятеля
ВВ-3. Поле выборов внимания Системы
 
ВР-3. Поле выборов решений Системы
УМ-1. «Узкие места» в интерпретации деятеля
 
СС-1. Стыкующее содержание для выбранных элементов решения со стороны деятеля
УМ-2. «Узкие места» в интерпретации содеятеля
 
СС-2. Стыкующее содержание для выбранных элементов решения со стороны содеятеля
УМ-3. «Узкие места» в интерпретации Системы
 
СС-3. Стыкующее содержание для выбранных элементов решения со стороны Системы

Левая и правая колонка ЛТК

29. Далее мы даем свое видение того, как должна функционировать информационная система CMS через интерфейс оперативного управления НСД в личном кабинете пользователя – сотрудника Организации. На данный момент мы не можем привести примеры данного интерфейса в реализованном виде, поэтому ограничимся описанием его функциональной структуры, включая логику вывода элементов декларативного и процедурного знания.

Мы предлагаем в качестве ориентира для предстоящей НСД использовать личные технологические карты субъекта (ЛТК), история которых хранится в личном кабинете пользователя CMS.

30. Мы назвали «левой колонкой» ту часть ЛТК, которая фиксирует прагматическую ситуацию конкретного дела: цели, требуемые параметры продукта НСД (образ продукта), условия деятельности и т.д. Из подборки имеющихся ЛТК субъект может выбрать – по левой колонке – ту, которая наиболее подходит текущему делу, именно в части прагматической ситуации. Однако если бы форма левой колонки ЛТК ограничивалась только описанием прагматической ситуации, не было бы оснований отделять ее от формы брифа, пусть и развернутого.

31. Мы определяем три принципиальные особенности левой колонки ЛТК, отличающие ее от брифа.

31.1. Форма ЛТК более подробно описывает условия НСД, чем обычный бриф: она дает возможность субъекту сориентироваться не только в профессиональных, но также в личных и социальных смыслах предстоящей деятельности, установить между ними связь.

31.2. Бриф описывает смысловые точки будущего продукта как результата деятельности. ЛТК содержит точки внимания, смыслы, описывающие образ будущего продукта по ходу деятельности, в контексте операций деятельности.

31.3. Бриф никак не соотносится с опытом деятельности субъекта – он относится к сфере использования заданного продукта в социуме (ПК-компонент в Протокарте НСД).

32. Левая колонка фиксирует знаки (значения) прагматической ситуации конкретного дела (см. понятие прагматической ситуации в методике создания текста СМК) и связывает их со знаками (значениями) задачи, то есть со значениями брифа. В качестве ориентира для будущего действия на практике обычно используют:

  1. Стандартную форму брифа, например такую.
  2. Пример, образец с уточнением требуемого характера схожих или альтернативных деталей.
  3. Логическую структуру действия – например, методический план.

Функции ЛТК лежат в иной плоскости. Левая колонка ЛТК содержит выраженную иерархию уровней масштабирования НСД и, соответственно, задач. Можно интегрировать ЛТК с любой проектной системой, например в Scrum верхним уровнем будет Epic. Форма левой колонки ЛТК заполняется на каждом уровне. Таким образом, точки внимания задаются отдельно по каждому уровню (масштабу) задач НСД.

33. Левая колонка ЛТК не может заменить собой бриф. Определение точек внимания по ЛТК происходит только после определения условий прагматической ситуации в форме брифа и только на основании позиций брифа. У каждого типа дела есть своя форма брифа, которая заполняется путем выбора содержания (ссылкой на соответствующее содержание) из баз знаний прагматической ситуации. В случае если какой-то элемент текущей прагматической ситуации не может быть описан соответствующим содержанием в базе знаний, ответственное лицо, заполняющее бриф (постановщик задачи), обязан вначале ввести это содержание в базу – соответствующим образом, с соблюдением методики и регламента – и только после этого включить это содержание в бриф стандартным образом (путем ссылки на это содержание в базе). 

34. Такая – системная – форма заполнения брифа, на наш взгляд, абсолютно необходима для выявления и учета факторов прагматической ситуации в полном объеме. Эти факторы как минимум не очевидны (см. как пример в методике создания текста, пункты 11-12), нередко они намеренно скрываются или не осознаются заказчиком продукта НСД. Субъекту-деятелю

Необходимо научиться соотносить реальность с типовыми элементами прагматической ситуации, а значит, необходимо формировать в CMS соответствующую базу знаний. Сделать это можно лишь изучая прагматический контекст НСД (цели, намерения, ограничения, психологию заказчиков etc.) комплексно. Система знаний прагматики формируется индуктивно, а использовать ее можно уже дедуктивно.

35. Бриф заполняет постановщик задачи, в таблице он представлен как содеятель (это может быть непосредственный руководитель, наставник или менеджер проекта). После заполнения формы брифа в CMS генерируется набор исходных точек прагматической ситуации НСД – одинаковый для содеятеля (постановщика задачи), для деятеля (исполнителя) и для AI. На основании данных, сгенерированных в ходе заполнения формы брифа, начинается первый этап НСД – настройка внимания деятеля (исполнителя). На этом этапе мы и переходим к ЛТК, где начинается формирование поля внимания деятеля.

36. При этом сам содеятель обязан дать в Системе свою версию ЛТК в части левой колонки, это входит в его обязанности. Например, это может сделать арт-директор, стая задачу подчиненному-дизайнеру. Кроме того, свою версию левой колонки дает и Система – на основе данных прошлого опыта дел, обработанных Искусственным интеллектом (AI). Далее, или параллельно, субъект-деятель формирует свое содержание левой колонки. В результате Система получает данные, которыми может оперировать. Например, она может установить расхождения между версиями левой колонки – деятеля, содеятеля и AI. Система может определить, насколько критичными являются расхождения между версиями постановщика задач и исполнителя, и предложить алгоритм действий, при котором стабилизируется сама ситуация постановки задачи: постановщик и исполнитель скорректируют при необходимости свои версии, то есть найдут точки понимания в коммуникации.

37. Переходим к правой колонке ЛТК.

Правая колонка ЛТК отражает произведенные действия-операции по отбору, выбору и стыковке (слаживанию) технологических узлов (смыслов) деятельности, которые в CMS представлены как методические объекты (см. часть 6, пункт 13) – разного рода описания элементов задач/решений.

38. Поскольку ЛТК является инструментом прагматического моделирования НСД, вернемся к базовой матрице 9 подуровней НСД и определим функции операций отбора-выбора-стыковки элементов содержания CMS в контексте прагматики НСД. Отбор-выбор-стыковка смыслов могут быть «вертикальные» – в рамках одного из уровней НСД, «горизонтальные» – в рамках одной из плоскостей (стратегий) операций со смыслами, или «комплексными» – по всем девяти подуровням деятельности.

39.1. Вертикальный отбор задает знаки левой колонки (прагматической ситуации); вертикальный выбор задает 1) намерение, 2) стиль, 3) образ продукта НСД; вертикальная стыковка приводит к открытию дополнительных необходимых узлов деятельности.

39.2. Горизонтальный отбор обеспечивает ориентировку в деятельности, горизонтальный выбор формирует непосредственно «шаги» деятельности по точкам смысла, горизонтальная стыковка обеспечивает слаживание произведенных «шагов»  деятельности, включая различные виды адаптации (смысловую, предметную, социальную).

39.3. Комплексный отбор создает поле контроля в НСД, комплексный выбор функционирует как проверка продукта НСД (здесь производится контроль качества продукта, его социальной полезности, блага), комплексная стыковка оформляет выпуск итогового продукта НСД.

40. Отбор-выбор-стыковка технологических узлов НСД может производиться:

  1. по аналогии: при осмыслении, сравнении смысловых связей разных контекстов;
  2. по смысловой модели, например при вычислении недостающего элемента парадигмы;
  3. по своему жизненному опыту, из памяти сходных моментов НСД;
  4. по чужому опыту, в результате анализа сходных моментов НСД.

41. Операции по отбору-выбору-стыковке технологических узлов НСД, по сути, представляют собой комплексную модель навигации субъекта-деятеля в CMS и – одновременно – модель индексирования элементов содержания, востребованных субъектом-деятелем по ходу избранной НСД.

Модель навигации (индексы найденных элементов содержания) в CMS

 
Результат отбора
Результат выбора
Результат стыковки
В массиве (через окно поиска)
Список контекстов (пример)
Элемент контекста (пример)
Структура из элементов: «монтажная фраза» (пример)
В структуре (стандарта или методики НСД)
Функция (пример)
Модель (пример)
Инвариант: эталонный пример (пример)
В примере (кейсе) НСД
Образец (пример)
Элемент образа продукта: рабочий вариант (пример)
Готовый элемент: фрагмент для переноса в контекст НСД (пример)

42. Каждому элементу необходимо присваивать статус по ходу НСД; всего у элемента может быть от одного до трех статусов: а) «рассмотрен»; б) «опробован»; в) «включен в итоговую версию продукта НСД» («final cut»). Итого в Системе действуют 27 индексов элементов содержания, соотнесенных с ходом деятельности субъекта.

43. Подобное индексирование является обязательным условием качественной цифровизации НСД. Без этого Системе в коммуникации с субъектом-деятелем не хватит собственной информации, иначе говоря, Искусственному интеллекту просто будет «нечего сказать» своему пользователю.

44. Искусственный интеллект (AI) правильнее и профессиональнее называть машинным обучением. И для того чтобы эта система функционировала, необходимо ввести в НСД этап аналитики – как обязательный элемент деятельности. Покажем, как – методически – может трансформироваться содержание левой и правой колонки к этапу анализа НСД (после деятельности).

Вывод данных на этапе анализа НСД (для 1-го и 2-го типа НСД)

Левая колонка
Центральная колонка
Правая колонка
Рк-1. Присваивание рейтингов (например, по значимости или сложности) отобранным ранее контекстам внимания – деятелем
 
Пр-1. Причина выбора решения – со стороны деятеля
Рк-2. Присваивание рейтингов отобранным ранее контекстам внимания – содеятелем
 
Пр-2. Причина выбора решения – со стороны содеятеля
Рк-3. Присваивание рейтингов  отобранным ранее контекстам внимания – Системой
 
Пр-3. Причина выбора решения – со стороны Системы
Рв-1. Присваивание рейтингов отобранным ранее выборам внимания – деятелем
 
Оо-1. Обоснование отказов для невыбранных вариантов решений – версия деятеля
Рв-2. Присваивание рейтингов отобранным ранее выборам внимания – содеятелем
 
Оо-2. Обоснование отказов для невыбранных вариантов решений – версия деятеля
Рв-3. Присваивание рейтингов отобранным ранее выборам внимания – Системой
 
Оо-3. Обоснование отказов для невыбранных вариантов решений – версия Системы
Ру-1. Присваивание рейтингов отобранным ранее «узким местам» – деятелем
 
Ор-1. Ошибка в решении – версия деятеля
Ру-2. Присваивание рейтингов отобранным ранее «узким местам» – содеятелем
 
Ор-2. Ошибка в решении – версия содеятеля
Ру-3. Присваивание рейтингов отобранным ранее «узким местам» – Системой
 
Ор-3. Ошибка в решении – версия Системы

45. Этот интерфейс возвращает к элементам брифа, но уже вместе с элементами выполненного задания, с драфтами продукта для выпуска мастер-версии продукта. В этом интерфейсе элементы выполненного задания не являются отдельным классом объектов, они существуют в информационной системе как элементы брифа в статусе «реализованные версии» – вместе с привязанными примерами выполненного задания.

46. А вот примеры представляют собой отдельный класс объектов (см. часть 6, пп. 15-22), элементов содержания в электронном виде: тексты, графика, аудио или видео плюс комбинации. Соответственно, в CMS LXP потребуется мультипотоковый ввод данных.

47. Отметим также, что для принятия решения о выпуске продукта также понадобятся разные алгоритмы: выводы на основе данных, экспертные оценки, действие известных ограничений и т.д.

48. Анализ в НСД 2-го типа имеет выраженную прагматику контроля: комплексный отбор и выбор по точкам технологии НСД имеет смысл вести не только по окончании, но и по ходу самой деятельности. ЛТК необходимо заложить момент самоконтроля субъекта – как точку внутреннего управления избранной НСД. Момент контроля мы понимаем как особую смысловую точку намерения (см. часть 4), которую субъект должен удерживать в деятельности постоянно – интегрировать в любой блок симультанных операций сознания. Соответственно, мы должны раскрыть эту смысловую точку на трех уровнях работы сознания: опознания, осознания и коммуникации.

49. Самоконтроль на уровне опознания – это аналитическая по своему характеру деятельность, субъект анализирует НСД по точкам технологии. Соответственно, этим анализом можно заниматься не только по завершении действия, но и при планировании будущего действия (образа действия), а также в ходе самой деятельности для его корректировки. Лучше всего последний момент выражается в так называемом agile-подходе, если рассматривать НСД не со стороны субъекта, а со стороны организации, как внешнее управление.

50. Самоконтроль на экзистенциальном уровне деятельности – это правдивое исследование субъектом смыслов, намерений своей деятельности, включая сам факт наличия таких смыслов и намерений в контексте общих отношений субъекта с Миром (см. часть 8).

51. Самоконтроль на уровне коммуникации – это проверка реализации субъектом профессиональных, личных и социальных смыслов деятельности посредством знаков, произведенных по ходу коммуникации субъекта с другими участниками этой деятельности (см. часть 9). Иначе можно определить эти знаки как информацию, произведенную в ходе НСД.

52. В ЛТК содержатся опоры для самоконтроля, в частности профессионального. Пример содержания части профиля избранной НСД (создание текста СМК) в части контроля коммуникативных задач текста: Классификация прагматических функций фрагментов текста (ПФФТ)

Подведем итог

53. Полный комплекс деятельности по ЛТК формирует модификации карты по трем временным срезам: 1) до начала деятельности; 2) в ходе деятельности; 3) по завершении деятельности.

Полный комплекс ЛТК в CMS позволяет субъекту:

  1. ориентироваться на опыт, систематизировать его, корректировать карту в зависимости от пройденных ситуаций;
  2. видеть эволюцию (или, напротив, инволюцию) своего отношения к делу, зафиксированную в истории различных ЛТК или версий одной ЛТК;
  3. знакомиться с примерами чужого отношения к делу;
  4. получать необходимую информационную, методическую и психологическую поддержку прямо по ходу дела;
  5. осуществлять самоконтроль в деятельности по всем трем плоскостям – профессиональной, экзистенциальной, социальной.

О пользе технологических карт для Организации мы писали, в частности, здесь, здесь и здесь.

54. Так почему же в итоге ЛТК должна облегчить НСД для участников деятельности? – Как минимум по той причине, что значительную часть работы сознания субъекта-деятеля возьмет на себя AI.

При этом мы полностью отдаем себе отчет, с каким серьезным – прежде всего внутренним – сопротивлением столкнется субъект-деятель при переходе на более технологичные формы деятельности. Добиться использования ЛТК как средства ведения НСД будет непросто. И здесь ключевую роль способна сыграть именно Организация – прежде всего своей реальной приверженностью культуре дела, технологичностью мотивационных техник, разработанностью программ наставничества и HCM (об этом мы писали, в частности здесь, здесь, здесь и здесь). Но, может быть, самым важным фактором на практике окажется то, насколько Организации удастся сделать из своего сотрудника исследователя – исследователя собственной нестандартизированной деятельности, насколько Организация сможет «продать» сотруднику эту идею – исследования.

55. CMS LXP ориентирует пользователя по отдельным техникам и технологиям профессиональной деятельности, по способам решения профильных задач. Платформа опыта мотивирует субъекта трудностями, но преодолеваемыми трудностями, и это вызов, challenge для специалиста. В ходе ориентировки субъект-деятель оказывается вовлеченным в изучение способов ведения эффективной деятельности, и до вовлечения непосредственно в деятельность остается всего один шаг.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *