«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

Личный опыт. Базы знаний. Технологическая платформа опыта. Дистанционное обучение. Наследие схоластиков. Электронный формат коммуникаций. LXP CMS. Технологический контроль. Контент-модель платформы опыта. Методический кабинет Организации.

1. Руководители Организации, всерьез заботящиеся об эффективности внутренних видов НСД, рано или поздно будут обеспокоены тем фактом, что сотрудники имеют возможность строить образ своей деятельности только на основе данных своего личного опыта, а также тех данных, которые они смогли (или захотели) лично привлечь в качестве примеров, образцов этой деятельности.

2. На этом этапе прагматического моделирования имеет смысл сделать три уточнения в отношении субъекта, действующего внутри организации в качестве ее сотрудника.

2.1. Субъект может воспользоваться не только лично ему известными образцами и данными технологии, но также релевантными образцами, ходами и приемами, известными его коллегам, в случае организации его доступа к этим образцам, ходам и приемам.

2.2. Организация может аккумулировать релевантные образцы и в целом создавать базы знания по НСД с привязкой данных к различным целям и задачам НСД.

2.3. Лица, уполномоченные ставить задачи субъекту и контролировать ход их исполнения (например, руководители), могут использовать данные из баз знаний для оптимизации НСД подконтрольного им субъекта (субъектов).

Задача № 3:

Форма моделирования № 3:

Платформа специального (профессионального) знания, опыта в теории и примерах (LXP). Средства методики по созданию образа деятельности, включая форму для ввода данных по избранной НСД из личного опыта субъекта, а также алгоритм обработки этих данных в методическом кабинете CMS LXP.

3. Чтобы иметь возможность формировать образ продукта, и тем более – образ деятельности, необходимо наличие общего смыслового поля, поля опыта, технологической платформы, делающей выбор субъекта технологичным. Нужна «карта» для ориентировки в знаниях, в опыте, данном в релевантной теории и в полезных примерах.

4. Технологическая платформа должна содействовать людям в преодолении различного рода препятствий, мешающих действовать эффективно. Платформа опыта помогает людям принимать решения, но при этом не предлагает фокусироваться на одиночных, изолированных решениях: она не является вариантом классических систем по принятию решений. При условии машинного обучения эта система способна оперировать потоком решений. Задача методистов – создать берега для этого потока, помочь субъекту-деятелю задать его направление, интенсивность и глубину. Формат LMS не предполагает таких решений.

5. Решение – в LXP, элементе новой парадигмы средств профессионального обучения и адаптации, которую мы рассматриваем прежде всего как элемент Информационной системы комплексного психологического сопровождения организации.

В чем суть этой новой парадигмы и почему о ней нужно говорить?

Потому что ее нужно пробивать с боем.

6. Главная проблема, на наш взгляд, заключается в инерции мышления. Методики создают люди, воспитанные в старой парадигме методических средств, стержень которой: «аудиторные занятия – учебная литература». Эта парадигма и в настоящее время является ведущей. И в пару ей – рекомендательно-аналитический подход в обучении. Костлявая венценосная чета, которая правит царством методологии уже столетия, и просто так свои позиции отдавать не собирается. При этом дело даже не в том, что дистанционного обучения нет – после ковида ДО стали «партийным заданием» и все вузы быстро «взяли под козырек». Но в подавляющем большинстве продуктов ДО содержатся исключительно IT-технологии работы с контентом (видеоконференции, мультимедиа, пользовательские интерфейсы и т. д.), а где же собственно методическая мысль, направленная на полноценное использование современных информационных технологий? То есть не только на распределение контента «по полочкам», но и на поиск релевантной и пертинентной информации, на эффективное вовлечение обучаемых, на интеграцию теории с практикой и так далее. Вместо этого в ДО всё та же «древняя начинка», еще от тех людей, которые заложили принципы схоластического, то есть прежде всего школьного, обучения в Средневековой Европе.

7. Чем сегодня занимаются отечественные вузы, крупнейшие в том числе, в плане развития дистанционного образования? Они организуют, условно, центр «дистанционных технологий» и просто оцифровывают имеющийся у них контент – простым переводом методичек в электронный вид и видеозаписью лекций своих преподавателей. Так же они генерируют создание учебных дистанционных курсов, выполненных под копирку партнерским E-learning-ом. А как иначе они могут быть выполнены, если все эти партнеры продают LMS-системы? В методических рекомендациях по реализации программ среднего профессионального образования «с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» акцент делается на организации обучения, а вот рекомендаций по разработке собственно методологии ДО мы также не нашли.

8. Компьютерно-опосредованные коммуникации переводят в новый формат традиционные методы обучения: дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы – при этом электронный формат коммуникаций имеет свой собственный методический потенциал, до сих пор не раскрытый (например, в системе электронных внутренних коммуникаций в организации). Он требует осознания и воплощения со стороны методистов и методологов.

Рассмотрим понятие LXP в контексте прагматического моделирования НСД

9. Технически, LXP могут объединять в себе элементы информационных систем разных классов, но все же основу для них составляет, на наш взгляд, информационная система класса CMS – система организации контента. При этом количество задействованных CMS практически не ограничено: элементы знания платформы могут располагаться на разных движках. Собственно, они могут располагаться вообще где угодно в Интернете, главное, чтобы они были доступны пользователю по прямой гиперссылке. Однако в любом случае, чтобы отвечать конкретным запросам пользователей, эти связи с внешним контентом должны быть где-то централизованно организованы и методически распределены. А значит, всё равно возникает потребность в CMS, и кто-то должен эту потребность удовлетворить.

10. На наш взгляд, наибольший интерес к такого рода системам способны проявить крупные организации, сотрудники которых занимаются преимущественно нестандартизированной деятельностью. Профильная CMS LXP такой организации для развития у себя культуры дела (см. пункт III, а также здесь пункт 11) даст этой организации гораздо больше, чем стандартные программы и инструменты обучения, вовлечения, мотивации, внутренних коммуникаций etc. (см. наш манифест).

11. CMS LXP подчиняются правилам названного класса информационных систем. Например, правилам организации эффективной навигации. Здесь важно подчеркнуть, что любые модели НСД, профили, технологические карты любых дел имеет смысл создавать внутри таких CMS, чтобы субъект получил возможность максимально эффективно использовать эти модели на практике для связи между процессами: 1) постановки задач; 2) решения задач; 3) технологического контроля (не путать с контролем менеджера в планировщике!) хода задач.

12. Методические материалы, составляющие контент профильного LXP, должны соответствовать стандартам F.O.C.A.M. (Функции – Операции – Кейсы – Аналитика – Метод/Модель) для организации и T.I.C.O.P. (Technology – Idea – Case – Operation – Product) для работника – создателя продукта (о стандартах см. пункт 3).

13. Что необходимо сделать, чтобы сформировать контент-модель платформы опыта в избранном виде НСД?

  1. Задать границы НСД, отталкиваясь от содержания деятельности, используя стандарт F.O.C.A.M.
  2. Разработать методические требования к структуре, формату контента (включая жанры), который будет применяться для создания баз данных. Использовать модель 9 типов методических материалов.
  3. Изучить примеры НСД, примеры продуктов НСД, распределить контент примеров по 9 типам методических материалов.
  4. Сформировать методические принципы доставки нужной информации пользователю.
  5. Разработать навигацию CMS: систему модулей, структуру рубрикатора, облако тегов, рейтинги (например по частотности) и т. д.
  6. Наполнить базы данных стартовым контентом.
  7. Создать и пустить в ход алгоритм взаимодействия с пользователями: потребителями контента и его поставщиками.

14. Платформа опыта в идеале должна описывать все возможные отборы и выборы по стандарту F.O.C.A.M., то есть все открытые элементы соответствующего знания. Платформа опыта наполняется по принципу гипертекста. При этом на постоянной основе должна проводиться работа по удалению задваиваний информации, методической адаптации, снабжению ссылками, примерами и так далее. Платформа опыта создается на определенной методической основе, позволяющей интегрировать новые материалы в действующую контент-модель.

15. В целом в CMS необходимо организовать (мотивацию мы рассматриваем отдельно) наполнение контента и работу с данными:

  1. Структурирование баз знаний.
  2. Наполнение и пополнение баз контентом.
  3. Методические и технологические эксперименты и исследования, пополняющие базы контента.  
  4. Разработку и оптимизацию системы навигации, автоматического отбора информации в соответствии с запросом пользователя и алгоритмами профессиональных онлайн-методик (с позиций Методического кабинета Организации).
  5. Обучение пользователей созданию запросов системе поиска, релевантных задаче, обучение переводу запроса в информационную задачу, выделению ключевых слов, параметров поиска, соответствующих технологии дела.

16. Пользователь может участвовать в создании контента CMS по-разному. Он может дополнить описание объекта, задать связи объекта с другими объектами, а также создать в БЗ новые объекты, необходимые для раскрытия точки смысла технологии. Все данные, полученные от пользователя, проверяются, редактируются, индексируются и распределяется в соответствии со структурой БЗ и контент-планом CMS – оператором БЗ.

17. Наполнение CMS LXP контентом видится как поэтапное исследование методического характера со стороны заинтересованных в данном исследовании профессионалов (о возможной мотивации сотрудников Организации к созданию материалов для LXP см. например тут). В первую очередь речь здесь идет о специалистах-наставниках, включенных в программы развития наставничества в профильных для данного вида НСД организациях (компаниях). В соответствии с этими программами в организации должен действовать некий аналог методического кабинета, куда входит замотивированный актив из наиболее опытных специалистов.

Метод-кабинет разрабатывает структуру CMS LXP, а также стандарт, описывающий требования к методическим материалам для CMS. В соответствии со структурой и стандартом на первом этапе формирования CMS идет сбор материалов от специалистов Организации, которые подвергаются обработке и включению в контент информационной системы. После заполнения необходимого минимума – контент-ядра CMS – начинается второй этап, динамического контент-моделирования профессиональных операций. На этом этапе исследуется внешний релевантный контент, выборки которого линкуются с контентом ядра и включаются в единую обучающую среду Организации. Особое внимание здесь должно уделять моделированию процессов мышления, а для этого в систему должны интегрироваться знания процедурного типа (а не только декларативного).

18. LXP позволяет субъекту на практике сформировать образ продукта НСД. В свою очередь образ продукта определяет границы НСД как комплекса возможных дел. Сам этот комплекс – конкретных дел деятеля – зависит от прагматической ситуации, выраженной брифом, об этом мы будем говорить дальше, в части 7.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *