«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

Карта НСД стандарта FOCAM. Профиль дела. Уникальная групповая карта НСД стандарта FOCAM+. CMS LXP экзистенциального и социального опыта. Методическая поддержка в экзистенциональной и социальной плоскости НСД. Методический стандарт контента на примере CMS LXP Textzone.ru. Типы методических объектов CMS.

1. До этого момента мы расширяли поле выборов в модели НСД. Мы моделировали процесс отбора узловых позиций (точек смысла) в «технологии» НСД. В 5-й части нашего исследования мы пришли к системе, расширяющей поле отбора в максимально развернутом необходимом виде: по девяти компонентам-подуровням НСД. Теперь пришло время «собирать камни». Моделируя избранную деятельность субъекта, мы должны теперь научиться ориентировать его – технологично – на всех девяти подуровнях НСД, включая технологии социальной и экзистенциальной плоскости (на основе опыта соответствующего типа). Мы переходим к моделированию позиций выбора, производимого субъектом по отобранным – в платформах опыта – смысловым точкам заданной технологии.

2. Описывая намерение как исходную точку, в которой сходятся смыслы и интенции субъекта в отношении избранной им деятельности, мы привели в пример свои собственные цели относительно данного сайта как продукта. Мы сформировали этот топосный ряд по ходу своей деятельности, в определенный момент, исходя из логики построения контент-модели сайта. Однако формулировка целей деятельности не отражает наших более глубинных интенций личного характера: зачем мы вообще всё это затеяли, чего мы хотим добиться, какие открытия нас мотивировали по ходу, на каких психологических аспектах деятельности нам нужно было сфокусироваться, какие коммуникативные задачи с партнерами решить? И ведь нельзя сказать, что «это к делу не относится», как раз к делу это всё очень относится. Просто такой, личный, смысл дела не принято обсуждать (например, с начальством) и даже осмысливать самостоятельно. 

Осмысливать – то есть осознавать, приводить свои личные смыслы к оформленным в мышлении формулировкам, и уметь выбирать из них те, которые лучше применимы к данному делу.

А ведь такие формулировки могли бы помочь нам сориентироваться в выборе смыслов в последующих делах. Почему люди редко исследуют собственные смыслы, почему не пользуются такой возможностью? Может быть, потому, что линейная фиксация мыслей в форме diary entry (запись в дневнике) не очень-то помогает в НСД на практике? Мы редко перечитываем то, что написали, нам некогда тратить время на моделирование смысловой составляющей своей деятельности, поскольку нам кажется, что мы и так, в своем сознании, владеем этим материалом? Или же по той причине, что такой – субъективный – материал не имеет повторяющейся, устойчивой связи с материалом «объективным», то есть с итоговыми результатами нашей деятельности?

3. Представим на минуту, что существует способ превратить работу с экзистенциальными и социальными смыслами НСД в интересное для субъекта занятие. И давайте даже вообразим, что мы начали регулярно исследовать свои интенции на разных уровнях и плоскостях избранного дела, проверяя наличие необходимых смыслов и связей между ними: их актуальность, значимость, непротиворечивость и так далее. Такое исследование поможет или только помешает вашему делу? Придаст вам сил или лишит покоя? Повысит веру в себя или, напротив, понизит степень уверенности в своих силах? Заставит смотреть правде в глаза или спровоцирует психологическое вытеснение возможных найденных проблем, запрячет их глубже в бессознательное? Тем, кто готов рискнуть, в частности своим временем, и представить осознание личных смыслов как интригующую возможность, предлагаем ознакомиться с нашим видением технической стороны вопроса.

Задача № 6:

Разработать форму Профиля отдельного дела по стандарту F.O.C.A.M. – для фиксации экспертного методического комплекса смысловых инвариантов отдельного дела на основе данных платформы опыта (LXP). Разработать форму (а в перспективе – мобильное приложение) для связи полученных смысловых точек профиля с экзистенциальными и социальными смыслами избранной НСД, для получения на выходе личной технологической карты конкретного дела по девяти компонентам прагматики с опорой на стандарт T.I.C.O.P., со связями между различными элементами содержания этих девяти компонентов.

Форма моделирования № 6

Профиль дела. Личная технологическая карта (ЛТК) конкретного дела по девяти подуровням НСД

4. Конкретную НСД можно рассматривать как комбинацию дел, которые ведутся в разных плоскостях НСД: профессиональной, экзистенциальной и социальной. Соответственно,

для каждого отдельного дела можно выстроить свой отдельный профиль, а в системном виде, каждый профиль дела должен быть выстроен внутри соответствующей платформы опыта LXP.

1) Карта НСД стандарта F.O.C.A.M., 2) профиль дела, 3) Личная технологическая карта (ЛТК) субъекта деятельности формируются на базе соответствующей 4) платформы опыта или нескольких платформ опыта LXP.

Пример LXP по созданию медиатекста: Создание медиатекста (textzone.ru) + Школа медиатекста (mediatext21.ru)

5. Карта НСД стандарта FOCAM формируется на базе платформы опыта, состоящей из одной или нескольких CMS. По сути, карта НСД представляет собой один из возможных вариантов навигации в CMS LXP. Карта НСД строится исходя из анализа продуктов НСД – образцов, примеров, а также, напротив, ошибок и недостатков. Также карта НСД является результатом отбора и структурирования методических данных в исполнении экспертов по данному виду НСД.

Пример: Создание медиатекста — Навигация (textzone.ru)

6. НСД может включать в себя сколь угодно много отдельных дел. Соответственно, профиль дела относится к карте НСД стандарта F.O.C.A.M. как подмножество (методических данных) ко множеству (методических данных). Профиль дела является результатом прагматического моделирования в исполнении экспертов, обладающих компетенциями методистов и методологов. Профиль дела в отличие от карты НСД стандарта F.O.C.A.M. включает последовательность действий-операций по трем стратегиям (уровням) деятельности: опознания, осознания и коммуникации.

Пример: Профиль дела: создание текста СМК

Профиль дела не обязательно давать в системном виде, как представлено выше. Можно сформировать его просто как комплекс ссылок на ключевые элементы дела определенного типа. Однако определенная, пусть минимальная последовательность должна иметь место.

7. Профиль дела организует содержание НСД в профессиональном плане, то есть по трем компонентам прагматики из девяти, тогда как Личная технологическая карта (ЛТК) субъекта НСД формируется по всем девяти компонентам прагматики, то есть также в экзистенциальной и социальной плоскости деятельности.

Помощь в формировании профессиональных компонентов прагматики ЛТК субъекту могут оказывать его непосредственный руководитель и/или наставник в Организации.

8. Профиль дела имеет динамический характер – и по структуре, и по содержанию: он может пополняться как за счет теоретического материала, так и за счет практических данных, полученных из содержания профессиональных компонентов ЛТК субъектов деятельности (с исключением дублирующих позиций от разных субъектов).

9. Профиль дела и ЛТК соотносятся между собой как инвариант с вариантом – но лишь по трем из девяти компонентов прагматики (компонентам профессиональной плоскости). ЛТК – это выбор субъекта, который определяется не только необходимостью (конкретной прагматической ситуацией НСД) и личными предпочтениями субъекта (например в способах ведения НСД) – но и индивидуальными возможностями субъекта, то есть его компетенциями.

ЛТК, в ее профессиональной части, представляет собой реализацию профиля дела в исполнении конкретного субъекта НСД: ЛТК содержит в себе личную (субъектную) вариацию профиля. Потенциально существующие в профиле технологические узлы, смыслы, «точки сборки» действия актуализируются в компетенциях субъекта, для того чтобы в ходе самой НСД актуализироваться в конкретные решения. ЛТК на базе профиля дела отражает индивидуальный стиль субъекта-деятеля.

ЛТК формируется по протокарте НСД, включающей в себя девять компонентов (подуровней) НСД.

Авторские ЛТК могут участвовать в конкурсе ЛТК организации (как по профилям дел, так и в «общем зачете»). При этом в таком конкурсе могут участвовать только те ЛТК, которые вносят определенный методический добавленный смысл в LXP, которой пользуется организация. В этом плане ЛТК получает статус «best-practice» и включается (размещается) в LXP. Решение о включении ЛТК в LXP принимают методисты-модераторы (аналогично тому как это происходит на Рутрекере, например, где не допускается задваивания раздач).

10. Существует также возможность создания уникальной групповой карты НСД стандарта F.O.C.A.M.+. Этот стандарт предполагает комбинирование данных не только из области профессиональных технологий, относящихся к избранной НСД, но также данные из области социальных и экзистенциальных технологий. Такой массив данных имеет смысл создавать в рамках малого коллектива (отдела, проектной группы, бригады и т.п.): с целью отображения выборов группы –  групповых компетенций, ценностей, опыта, намерений etc. – и последующим оперированием этими выборами. Выбор (отбор) данных может производиться как простым суммированием данных ЛТК членов группы, так и специальным коллективным выбором (отбором) среди членов группы (например, голосованием по позициям выбора), а также комбинацией этих двух способов. Оперирование выборами лучше всего реализовать в игровой форме (см. например Respect).

11. Пример групповой протокарты НСД стандарта F.O.C.A.M.+

(для отбора элементов содержания в уникальную групповую карту НСД стандарта F.O.C.A.M.+)

F-ПРО. Состав возможных профессиональных функций, например в виде должностных обязанностей
(примеры должностных обязанностей)
F-ЭКЗ. Экзистенциальные функции. Отношения человека с Миром, в том числе через отношения с другими людьми. Психические состояния во всем их многообразии. [1].[2]
F-СОЦ. Социальные функции, образы, роли. Выделение абстрактных ядер поступков, взаимодействий, социальных ситуаций.
O-ПРО. Состав возможных профессиональных операций (пример ADREW).
O-ЭКЗ. Экзистенциальные операции (ПАИД).  
O-СОЦ. Социальные операции. Следование коммуникативным задачам в отдельных элементах коммуникации. Игра Respect.
C-ПРО. Описания профессиональных кейсов – дел, в которые включены элементы разных контекстов
(пример в textzone.ru)
C-ЭКЗ. Описания личных историй. Примеры самомотивации субъекта к деятельности.
C-СОЦ. Сюжеты взаимодействия. Коммуникация с коллегами (партнерами) по ходу создания продукта. Элементы наставничества. Целевая композиция коммуникации (например в рамках проектной схемы).
A-ПРО. Профессиональные парадигмы элементов технологии. Например, парадигма ошибок (пример в textzone.ru)
А-ЭКЗ. Открытие субъектом в отрезке действительности смыслов, значимых лично для него. Поступки. Чувства. Преобразование страдания.
A-СОЦ. Выделение этической парадигмы нарушений этики, контроль поведения, анализ этических ошибок (фактов проявленного неуважения), предохранение от ситуаций, вызванных нарушением этических норм.
M-ПРО. Авторские техники и методики профессиональной НСД (пример в textzone.ru).
M-ЭКЗ. Авторские техники и методики в области экзистенциального поиска (например, Е-81).
M-СОЦ.Авторские техники и методики в области социальных взаимодействий субъекта.

12. Содержание протокарты избранной НСД и групповой карты стандарта F.O.C.A.M.+ (ГТК) может пересекаться, но эти два средства моделирования всё равно необходимо четко различать:

12.1. Компоненты могут называться одинаково, но контент у них может быть разным. Например, компонент «Истории» входит и в ГТК (Экзистенциальные кейсы: С-ЭКЗ), и в протокарту (Экзистенциальное оСознание: ЭС-компонент). При этом сами истории могут быть разными.

12.2. Контент может быть одним и тем же, но использоваться он может по-разному – в разных интерфейсах. Например, одна и та же история может быть использована и в игре Respect, интерфейс которой построен на основе ГТК, и в интерфейсе личного кабинета пользователя (центральная колонка ЛТК). Соответственно, контент, который используется в разных интерфейсах, будет генерировать в информационной системе данные разного типа.

12.3. Метод использования контента в ГТК (стандарт F.O.C.A.M.+) прямо противоположен методу использования контента в протокарте (стандарт T.I.C.O.P.). ГТК должна задействовать максимум возможных смыслов субъекта-деятеля в НСД: здесь важен объем смыслов, захваченных действием, многоаспектность действия, набор кодов действия (функция ДНК). Протокарта «работает» по другому принципу: заложенные в ней смыслы должны максимально точно отобразить аспекты действия субъекта «здесь и сейчас», помочь настроить внимание субъекта на действие и подвести субъекта к необходимой для действия информации (функция оракула). В ГТК информация пополняется, накапливаясь в базе знаний системы, тем самым накапливаются актуализированные знания пользователей системы – членов группы. А вот в интерфейсе протокарты система ищет лишь актуальные «точки контакта» с субъектом, необходимые «здесь и сейчас» для эффективного продолжения субъектом его действия; система должна обеспечить необходимый минимум таких смысловых точек. Функция протокарты – не накопление знания, а «сиюминутная», одновременная (симультанная) активация через заданные смыслы всех 9 подуровней деятельности в поле внимания субъекта.

13. Подчеркиваем важнейший момент: выстраивать технологически можно и нужно не только сугубо профессиональные операции, но и операции сознания, включая действия, имеющие психологическое и социально-коммуникативное содержание. При этом обособляться будут только профессиональные CMS LXP, тогда как данные экзистенциального и социального опыта в контексте НСД, рискнем предположить, в перспективе будут интегрированы в одну общую CMS – наиболее функциональную. Эта CMS технически может стать платформой, поставляющей контент в ЛТК и в уникальные групповые карты НСД стандарта F.O.C.A.M.+ по самым разным видам НСД.

CMS LXP экзистенциального и социального опыта: в разработке

14. Профессиональный профиль дела в Организации формируется экспертами, это функция Методического кабинета. И если за методическое обеспечение профессиональной составляющей НСД (профили дела) должны отвечать соответствующие данной профессии специалисты, то для формирования базы знаний и методической поддержки в экзистенциональной и социальной плоскости НСД также требуются специалисты либо талантливые волонтеры (замотивированные Организацией). Представляется, что на эту роль лучше всего подходят психологи, но такие психологи, которые разбираются в нюансах среды избранной НСД. Для субъекта, работающего в Организации, это должны быть корпоративные психологи – либо сотрудники Организации, обладающие необходимым (и сертифицированным в той или иной форме!) психологическим знанием и талантами психолога-практика.

Рекомендации для разработки методического стандарта контента на примере CMS LXP Textzone.ru

15. Протоединицей контента должен выступить проиндексированный микроэлемент. Индексация позволяет перепривязывать и допривязывать единицы содержания, комбинируя и создавая новые структуры знания. Методология работы с контентом должна быть примерно такой, как при современном программировании страниц веб-сайтов – максимально динамической.

16. Разбивка контента на микроэлементы должна производиться с шагом до одного-двух абзацев, каждый из которых имеет самостоятельное значение в информационном поле базы знаний Организации (БЗ) по технологическим картам отдельных дел в рамках общей НСД.

17. Микроэлемент контента (включая комментарии, ссылки и т. п.) должен входить в состав (содержание) отдельного методического объекта. Методический объект представляет собой уникальную страницу в CMS, которая содержит основной методический материал (одного из 9 типов), связей-ссылок внутри содержания данного материала на другие материалы, а также сопроводительный контент, например комментарии к материалу.

Парадигма (типов) методических материалов относится к контексту методики, тогда как классификация (типов) методических объектов относится к контексту методической информационной системы, CMS.

То есть парадигму методических материалов можно использовать для создания методики НСД в любом виде, например, в печатном, а классификацию методических объектов можно использовать только при моделировании методической информационной системы. Если «материал» проиндексирован в CMS LXP, он становится ее «объектом».

18. Предложим классификацию (типов) методических объектов CMS в порядке возрастания степени их методической абстракции:

  1. описание или часть описания отдельной инвариантной позиции профиля дела (может быть в сопровождении примера): в тексте, в изображении, в видео, в аудио, в ссылке на внешний источник, в комбинированном виде;
  2. кейс БЗ Организации;
  3. функция и операция (отраженная в базе должностных инструкций Организации);
  4. тема (тег, рубрика или отдельная статья) CMS LXP;
  5. учебный микромодуль LMS;
  6. контекст задачи в LXP;
  7. техника LXP (техника, как и методика, всегда имеет авторский характер; техника входит в методику как часть в целое), 
  8. методика LXP (методика дела в определенной профессиональной области; может быть как авторской, так и интегративной, собирательной),
  9. профиль дела в рамках LXP.

19. Все перечисленное – классы объектов контента, это основная видимая структура контента CMS. При этом описания, темы и контексты ориентированы на декларативное знание (структурированное описание действительности), а кейсы, функции-операции, учебные микромодули, техники и методики ориентированы на процедурное знание (на формирование умений и навыков). Профиль дела как наиболее общий класс объектов объединяет декларативное и процедурное знание в CMS и является наиболее крупной функциональной единицей структурирования контента CMS LXP.

20. Брифы не образуют отдельный класс элементов содержания, они являются частью структуры объекта класса «кейс». Подробнее о брифе см. часть 7, п. 31.

21. Новые методические материалы проходят обработку, включая «ручную» индексацию со стороны методиста на входе в CMS LXP и привязку к другим методическим объектам CMS LXP (см. примеры линков Textzone.ru). При этом объекты с 1-го по 4-й класс имеют общий, универсальный характер, они относятся в целом к прагматике данной LXP, а объекты с 5-го по 9-й относятся уже больше к локальным областям практики, с которыми имеет дело Организация.

22. Объектам на входе задаются также автоматические связи (линки) в системе: например, связь с автором (с подтягиванием его собственных, связанных с ним индексов), связь с датой, связь с исходным кейсом, в рамках решения которого появился данный объект и т. д. 

Подробнее о логике связей между объектами в CMS LXP – см. часть 7, пп. 30-35.


[1] Исследуем карты упражнений, ходов, приемов из других видов и уровней НСД, генерируем энергию для направленного включения в действие (например как начать деятельность, или как вернуть баланс энергии).

[2] В обратном стандарте TICOP, в Продукте – насыщаем энергией продукт – видим все связи и отношения. Вживляем знаки, в т.ч. инородного признака, в личную действительность.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *