«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

Прагматика отбора и выбора. Прагматическое моделирование НСД. Образцы, примеры, референсы. Абстрагирование, смысловой образ. Образ продукта. Личный опыт и чужой опыт деятельности. Единый семантический комплекс продукта деятельности. Образ действия. Различные аспекты семантики продукта НСД

1. При раскрытии первой инвариантной точки моделирования нестандартизированной деятельности (НСД) мы установили, что сознание субъекта-деятеля в избранной НСД производит операции отбора и выбора смысловых элементов этой деятельности. В результате образуется некое подмножество этих элементов. Очевидно, что субъект должен обладать определенными критериями для отбора и для выбора – хотя бы для того, чтобы не уйти в бесконечность, не превратить подмножество в неуправляемое множество.

2. В своей деятельности мы не просто производим отборы и выборы, мы преследуем при этом конкретные цели, решаем задачи, реализуем определенные намерения. Иначе наши действия были бы лишены смысла. Субъект должен отчетливо представлять, не только какой он делает выбор, но и зачем он его делает. В ответе на вопрос «Зачем?» заключается прагматика выбора и в целом – прагматика действия субъекта.

3. Приведем в пример свои собственные цели, задачи намерения, заключенные в элементе действия. Пункт 1 части 1 представляет собой так называемую сильную позицию – позицию начала текста. Прагматика этой позиции в нашем исполнении – вовлекающая: читателю предлагается «затравка», которая может быть в форме короткой законченной истории, загадки, примера из жизни, анекдота и т. п. Это – распространенный ход для композиции текста в жанре практического руководства. Понятно, что если сразу начать с теоретизирования, читателю это может не понравиться и читать дальше он не станет. А так, думает автор, дам абзац с историей, потом комментарий к этой истории, потом «комментарий к комментарию», глядишь, и доберется читатель до конца первой части. А между «первой и второй», как говорится… Это – известная, «открытая» читателю прагматика. А теперь – неизвестная, «закрытая».

4. Читатель мог усмотреть в наших выводах ошибку. Ведь притча иллюстрирует вовсе не принцип вариативности, а принцип релятивизма (от лат. relativus – относительный) – «…философский принцип, подчеркивающий примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами…» (И.Т.Касавин. Новая философская энциклопедия: В 4 тт.). Однако мы и не говорили, что «мы задаем принцип вариативности в деле» содержанием притчи. На самом деле мы задаем его содержанием пункта 2 части 1. К чему такие сложности, зачем сейчас об этом говорить? Но мы просто не знаем, как иначе можно обратить внимание читателя на то, что принцип вариативности в деле нечто большее, чем «просто» смысловая вариативность, «просто» та или иная интерпретация инвариантного «факта» («факта» действий рабочих в притче). Прагматика имеет дело не с интерпретациями, а со смыслами, которые «работают» в соответствии с целями адресанта, вкладываются им в материал: в отдельные позиции материала или в определенные комбинации этих позиций. Пусть даже этих смыслов окажется несколько, в одной позиции или комбинации, – все они могут оказаться задействованными. Позицией п.1 ч.1 мы стремились не только завлечь, но и – в итоге – выявить внимательного читателя (в комбинации с позицией ч.2, п.4). И предложить такому читателю уйти на подлинную глубину исследуемого смысла. Не потому, что мы как-то специально стремимся усложнить читателю жизнь, а потому что иначе не передать содержание ключевой формулы нашего исследования: «Цель, действие и метод суть одно».

Задача № 2:

В ходе подготовки к текущей НСД проанализировать данные опыта (зафиксированные в документах, письмах, личных записях и т.д.), имеющие отношение к данной НСД, к технологии данной НСД; выстроить карту задач конкретного дела, соотнести возможные выборы узлов технологии (точек смысла) в ходе НСД с поставленными целями и задачами; сформировать образ продукта НСД на основе образцов, примеров, референсов.

Форма моделирования № 2:

Карта задач (бриф) по конкретному делу в сопровождении образцов, примеров, референсов для формирования образа будущего продукта.

5. Для моделирования целенаправленного отбора и выбора смыслов мы должны ввести понятие прагматики.

Реализацию принципа вариативности в целевом отношении, в ходе создания продукта НСД, мы называем прагматическим моделированием НСД. (См. описание прагматического моделирования как метода в контексте деятельности по созданию текста).

В ходе прагматического моделирования субъект-деятель должен сформировать образ продукта НСД и образ самой деятельности.

6. В любой деятельности человек так или иначе оперирует смыслами. Выбор вариантов должен быть предельно четким в смысловом отношении. Методическая помощь субъекту в каком-либо избранном им деле заключается прежде всего в предоставлении четкой смысловой картины возможного действия, возможного выбора комплекса действий. Способность человека анализировать и моделировать основана на сущностной способности человека абстрагировать: выводить вещи и явления окружающего мира в план абстракции, производить операцию «отвлечения» смыслов вещей от самих вещей. Без этой способности человека у него вообще не было бы никакого дела.

7. В деятельности вообще, и в НСД в частности, субъекту необходим образ материального результата, продукта этой деятельности. Образ продукта ориентирует сознание субъекта-деятеля, направляет его действия. Образ продукта складывается в результате ротации – implicite – разнообразной семантической информации и может быть представлен – explicite – в семантическом комплексе, то есть в комплексе знаков: в тексте, изображении, видео и т.д.

8. Образ продукта формируется в сознании субъекта на основе данных его личного опыта – либо из семантики чужого опыта, чужих продуктов, воспринимаемых субъектом в качестве примеров. В реальной практике эти два типа данных смешиваются в сознании субъекта.

9. Можно сказать, данные синтезируются по ходу произведенных семантических отборов и выборов в единый семантический комплекс – в образ продукта. Методически этот синтез обеспечивает стандарт F.O.C.A.M. (Функции – Операции – Кейсы – Аналитика – Метод/Модель) – в анализе деятельности как поля выборов, а также стандарт T.I.C.O.P. (Technology – Idea – Case – Operation – Product) – организующий выборы непосредственно в ходе самой деятельности (о стандартах – см. Манифест методиста, п. 3., а также раскрытие содержания стандартов) В результате воплощения деятелем образа продукта в среде НСД формируется собственно продукт деятельности.

10. Единый семантический комплекс (образ) продукта можно понимать как некую «семантическую производную» от комплекса аналитических операций F.O.C.A.M., совершенных по образцам (примерам) этого продукта, а новый, произведенный, продукт НСД в этой аналогии можно рассматривать как «семантический интеграл» от комплекса семантических выборов T.I.C.O.P. (образа продукта).

Семантика образа продукта определяет и форму продукта, и тип НСД. Мы выделили три формы продукта НСД на основе семантики.

Модель + воплощение модели и решения (ведущая стратегия: опознание)Открытие в результате исследования (ведущая стратегия: осознание)Комплекс или последовательность знаков (ведущая стратегия: коммуникация)

11. Образ продукта в избранной НСД получает за счет прагматического моделирования особые качества: а) целенаправленности в соответствии с прагматической ситуацией – совокупностью условий, целей и задач, сопровождающих выбор знака; б) продуманности – в развернутой системе отборов и выборов знаков, осуществляемого субъектом-деятелем; в) эффективности – в оптимальной организации знаков деятельности и их материализации (воплощению) по ходу деятельности для достижения комплекса целей субъекта-деятеля.

12. Прагматическое моделирование деятельности представляет собой включение дополнительных позиций отбора и расширение поля выборов субъекта – за счет открытия субъектом новых точек технологии дела.

13. Формируя образ продукта в соответствии с локальными контекстами дела, субъект должен быть сориентирован, чтó именно он ищет в этих контекстах, какие смыслы стремится отразить в своей деятельности и в конечном счете в продукте. Для этого он должен иметь карту, причем карту практики, а не теории.

14. Прагматическое моделирование должно быть методически организовано, чтобы субъект-деятель имел больше возможностей выбора, чтобы на каждую позицию смыслового содержания претендовало несколько смыслов.

15. Субъект-деятель должен быть мотивирован на системное изучение контекстов деятельности, и в первую очередь на самостоятельное изучение. Прагматическое моделирование делает субъекта НСД исследователем. Исследователь не пропускает и не «угадывает» смыслы – он выявляет максимум возможных вариантов, устанавливает между ними связи и исследует, для решения какой локальной задачи может быть использована та или иная смысловая позиция.

16. Логично предположить, что в обучающей парадигме управления НСД для помощи субъекту в создании образа продукта потребуется организовать содержание методического характера: так, чтобы это содержание и дало субъекту необходимую исходную семантику будущего продукта. В первую очередь мы предлагаем использовать образцы, примеры, референсы, имеющиеся у самого деятеля.

17. Свой выбор по ходу НСД субъект ведет не только в отношении образа продукта-результата – но и в отношении самого действия, образа действия. В ходе деятельности человек способен удерживать совершенно специфический, смысловой образ того, что он делает. Причем субъект может ориентироваться не только на «статические» концепты, модели, алгоритмы, законы, правила, причем неважно – декларативного или процедурного (которое так или иначе тоже складывается в описания) типа знания. Субъект может восстановить в памяти данные своего опыта относительно отдельных операций, идей, «маркеров» действия, и данные эти могут быть самого разного характера: ментального (например, операция логики), эмоционального (например, юмор в межличностной коммуникации), волевого (например, намерение воздействовать на собеседника определенным образом), характерного ощущения (например, намерение действовать «мягко»), настройки-команды внимания (например, оценить обстановку) и так далее и тому подобное.

Сами точки-смыслы при этом воплощаются не только в сознании деятеля, но и в материальной среде действия: энергийный смысл через энергию сознания (осознания) субъекта действия делает энергийной материальную среду действия.

18. Полагаем, что для большинства видов НСД необходимо начинать прагматическое моделирование именно с ориентировки на конечный продукт (образ продукта), а затем переходить к комбинации методических материалов, способных настроить работу сознания деятеля на различные аспекты избранной НСД (образ действия).

Ниже мы даем ссылки (по методической парадигме) на материалы, дополняющие содержание данной статьи.

Закон Свойства восприятия объекта (применимо к любому образу продукта, в том числе и не вещественного)
Элемент контекста Праксиметрические методы
Совет (рекомендация) Этапы моделирования
Message Дан в тексте основной статьи.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *