«Цель, действие и метод суть одно»

НСД — нестандартизированная деятельность

LXP — Learning Experience Platform

CMS — система управления контентом

ЛТК — личная технологическая карта деятельности

Прагматика отбора и выбора. Прагматическое моделирование НСД. Образцы, примеры, референсы. Абстрагирование, смысловой образ. Образ продукта и образ деятельности. Личный опыт и чужой опыт деятельности. Единый семантический комплекс продукта деятельности. Различные аспекты семантики продукта НСД.

1. При раскрытии первой инвариантной точки моделирования нестандартизированной деятельности (НСД) мы установили, что сознание субъекта-деятеля в избранной НСД производит операции отбора и выбора смысловых элементов этой деятельности. В результате образуется некое подмножество этих элементов. Очевидно, что субъект должен обладать определенными критериями для отбора и для выбора – хотя бы для того, чтобы не уйти в бесконечность, не превратить подмножество в неуправляемое множество.

2. В своей деятельности мы не просто производим отборы и выборы, мы преследуем при этом конкретные цели, решаем задачи, реализуем определенные намерения. Иначе наши действия были бы лишены смысла. Субъект должен отчетливо представлять, не только какой он делает выбор, но и зачем он его делает. В ответе на вопрос «Зачем?» заключается прагматика выбора и в целом – прагматика действия субъекта.

3. Приведем в пример свои собственные цели, задачи намерения, заключенные в элементе действия. Пункт 1 части 1 представляет собой так называемую сильную позицию – позицию начала текста. Прагматика этой позиции в нашем исполнении – вовлекающая: читателю предлагается «затравка», которая может быть в форме короткой законченной истории, загадки, примера из жизни, анекдота и т. п. Это – распространенный ход для композиции текста в жанре практического руководства. Понятно, что если сразу начать с теоретизирования, читателю это может не понравиться и читать дальше он не станет. А так, думает автор, дам абзац с историей, потом комментарий к этой истории, потом «комментарий к комментарию», глядишь, и доберется читатель до конца первой части. А между «первой и второй», как говорится… Это – известная, «открытая» читателю прагматика. А теперь – неизвестная, «закрытая».

4. Читатель мог усмотреть в наших выводах ошибку. Ведь притча иллюстрирует вовсе не принцип вариативности, а принцип релятивизма (от лат. relativus – относительный) – «…философский принцип, подчеркивающий примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами…» (И.Т.Касавин. Новая философская энциклопедия: В 4 тт.). Однако мы и не говорили, что «мы задаем принцип вариативности в деле» содержанием притчи. На самом деле мы задаем его содержанием пункта 2 части 1. К чему такие сложности, зачем сейчас об этом говорить? Но мы просто не знаем, как иначе можно обратить внимание читателя на то, что принцип вариативности в деле нечто большее, чем «просто» смысловая вариативность, «просто» та или иная интерпретация инвариантного «факта» («факта» действий рабочих в притче). Прагматика имеет дело не с интерпретациями, а со смыслами, которые «работают» в соответствии с целями адресанта, вкладываются им в материал: в отдельные позиции материала или в определенные комбинации этих позиций. Пусть даже этих смыслов окажется несколько, в одной позиции или комбинации, – все они могут оказаться задействованными. Позицией п.1 ч.1 мы стремились не только завлечь, но и – в итоге – выявить внимательного читателя (в комбинации с позицией ч.2, п.4). И предложить такому читателю уйти на подлинную глубину исследуемого смысла. Не потому, что мы как-то специально стремимся усложнить читателю жизнь, а потому что иначе не передать содержание ключевой формулы нашего исследования: «Цель, действие и метод суть одно».

Задача № 2:

В ходе подготовки к текущей НСД проанализировать данные опыта (зафиксированные в документах, письмах, личных записях и т.д.), имеющие отношение к данной НСД, к технологии данной НСД; выстроить карту задач конкретного дела, соотнести возможные выборы узлов технологии (точек смысла) в ходе НСД с поставленными целями и задачами; сформировать образ продукта НСД на основе образцов, примеров, референсов.

Форма моделирования № 2:

Карта задач (бриф) по конкретному делу в сопровождении образцов, примеров, референсов для формирования образа будущего продукта.

5. Для моделирования целенаправленного отбора и выбора смыслов мы должны ввести понятие прагматики.

Реализацию принципа вариативности в целевом отношении, в ходе создания продукта НСД, мы называем прагматическим моделированием НСД. (См. описание прагматического моделирования как метода в контексте деятельности по созданию текста).

В ходе прагматического моделирования субъект-деятель должен сформировать образ продукта НСД и образ самой деятельности.

6. В любой деятельности человек так или иначе оперирует смыслами. Выбор вариантов должен быть предельно четким в смысловом отношении. Методическая помощь субъекту в каком-либо избранном им деле заключается прежде всего в предоставлении четкой смысловой картины возможного действия, возможного выбора комплекса действий. Способность человека анализировать и моделировать основана на сущностной способности человека абстрагировать: выводить вещи и явления окружающего мира в план абстракции, производить операцию «отвлечения» смыслов вещей от самих вещей. Без этой способности человека у него вообще не было бы никакого дела.

7. В ходе деятельности человек способен удерживать совершенно специфический, смысловой образ того, что он делает. Причем это могут быть не только «статические» концепты, идеи – но и операции, идеальные формы действия, причем самого разного характера: «физического», ментального, эмоционального, волевого. Человек как бы находит в своем сознании нужную точку смыслового образа, а затем действует, воссоздавая ее в реальности – через собственное сознание и через материальную среду.

8. В деятельности вообще, и в НСД в частности, субъекту необходим образ материального результата, продукта этой деятельности. Образ продукта ориентирует сознание субъекта-деятеля, направляет его действия. Образ продукта складывается в результате ротации – implicite – разнообразной семантической информации и может быть представлен – explicite – в семантическом комплексе, то есть в комплексе знаков: в тексте, изображении, видео и т.д.

9. Образ продукта формируется в сознании субъекта на основе данных его личного опыта – либо из семантики чужого опыта, чужих продуктов, воспринимаемых субъектом в качестве примеров. В реальной практике эти два типа данных смешиваются в сознании субъекта.

10. Можно сказать, данные синтезируются по ходу произведенных семантических отборов и выборов в единый семантический комплекс – в образ продукта. Методически этот синтез обеспечивает стандарт F.O.C.A.M. (Функции – Операции – Кейсы – Аналитика – Метод/Модель)  – в ходе анализа деятельности, и стандарт T.E.C.O.P. (Technology – Example – Case – Operation – Product) – по ходу самой деятельности (о стандартах – см. Манифест методиста, п. 3. В результате воплощения деятелем образа продукта в ходе избранной НСД формируется сам продукт деятельности.

Единый семантический комплекс (образ) продукта можно рассматривать как «семантическую производную» от функции образцов (примеров) этого продукта, а сам продукт НСД можно рассматривать как «семантический интеграл» элементов семантического комплекса (образа) продукта. Соответственно, от типа семантики образа продукта зависит тип продукта, а значит – и тип НСД.

Мы выделили три формы продукта НСД на основе семантики.

Модель + воплощение модели и решения (ведущая стратегия: опознание)Открытие в результате исследования (ведущая стратегия: осознание)Комплекс или последовательность знаков (ведущая стратегия: коммуникация)

11. Образ продукта в избранной НСД получает за счет прагматического моделирования особые качества: а) целенаправленности в соответствии с прагматической ситуацией – совокупностью условий, целей и задач, сопровождающих выбор знака; б) продуманности – в развернутой системе отборов и выборов знаков, осуществляемого субъектом-деятелем; в) эффективности – в оптимальной организации знаков деятельности и их материализации (воплощению) по ходу деятельности для достижения комплекса целей субъекта-деятеля.

12. Прагматическое моделирование деятельности представляет собой включение дополнительных позиций отбора и расширение поля выборов субъекта – за счет открытия субъектом новых точек технологии дела.

13. Формируя образ продукта в соответствии с локальными контекстами дела, субъект должен быть сориентирован, чтó именно он ищет в этих контекстах, какие смыслы стремится отразить в своей деятельности и в конечном счете в продукте. Для этого он должен иметь карту, причем карту практики, а не теории.

14. Прагматическое моделирование должно быть методически организовано, чтобы субъект-деятель имел больше возможностей выбора, чтобы на каждую позицию смыслового содержания претендовало несколько смыслов.

15. Субъект-деятель должен быть мотивирован на системное изучение контекстов деятельности, и в первую очередь на самостоятельное изучение. Прагматическое моделирование делает субъекта НСД исследователем. Исследователь не пропускает и не «угадывает» смыслы – он выявляет максимум возможных вариантов, устанавливает между ними связи и исследует, для решения какой локальной задачи может быть использована та или иная смысловая позиция.

16. Логично предположить, что в обучающей парадигме управления НСД для помощи субъекту в создании образа продукта потребуется организовать содержание методического характера: так, чтобы это содержание и дало субъекту необходимую исходную семантику будущего продукта. В первую очередь мы предлагаем использовать образцы, примеры, референсы, имеющиеся у самого деятеля.

17. Полагаем, что для большинства видов НСД необходимо начинать прагматическое моделирование именно с ориентировки на конечный продукт (образ продукта), а затем переходить к комбинации методических материалов, способных настроить работу сознания деятеля на различные аспекты избранной НСД (образ деятельности).

18. Покажем, как реализуется методическая парадигма (9 типов) на примере материалов, раскрывающих тему данной статьи: формирование образа продукта и образа деятельности в ходе прагматического моделирования НСД.

Закон Свойства восприятия объекта (применимо к любому образу продукта, в том числе и не вещественного)
Элемент контекста Праксиметрические методы
Совет (рекомендация) Этапы моделирования
Message Дан в тексте основной статьи.

Читать далее

Tags

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *